ЗУ наголовного фонаря

Оставлен Evgenij Bortnik Чт, 09/04/2014 - 21:16

Зарядное устройство (ЗУ) И.Сагидова из Дагестана, рассчитано на зарядку аккумуляторов емкостью до 10 А-ч. Регулирующим элементом ЗУ служит интегральный стабилизатор напряжения DA1 и транзисторы VT1 и VT2, образующие генератор тока. Ток задает величина резисторов R3 и R4. Переключателем SA1 можно изменять величину тока (1 или 0,08 А). В указанном положении переключателя SA1 задан зарядный ток 1 А (0,1 от емкости). Второе положение пеерключателя при токе 0,08 А соответствует подзарядке аккумулятора 10 Ач. VT3 и VT4 вместе с HL2 и HL3 образуют цепи индикации соответствующего режима.

Детали. Диоды - КД202 или любые другие средней мощности. Вместо КТ817 можно установить KT815, КТ604; вместо КТ805А - КТ805АМ, БМ или любые другие n-р-n мощные транзисторы. Трансформатор - любой со вторичной обмоткой на 15...18 В, рассчитанной на ток 2...4 A. VT2 необходимо установить на радиаторе.

Налаживание. Вместо аккумулятора к клеммам GB1 подключают амперметр и подбирают R1 и R2 до получения нужного значения тока.

Инструкция по применению фонарей с аккумуляторами

1. Аккумуляторы для фонарей периодически приходится заряжать. Модернизированный фонарь начнет мигать при понижении напряжения. Если же в фонаре нет автоматики, следует проверить, какая сила света у него при напряжении 3 Вольта, отследить критический момент и зарядить аккумулятор фонаря. Аккумулятор нельзя разряжать меньше 3,0 V и заряжать больше 4,8 V, иначе он вздуется, так как вода будет разлагаться.

2. При использовании зарядных устройств соблюдайте следующие правила. Разрядите фонарь до 3,0 V. Если у вас заводское зарядное устройство, оно само выполнит правильные действия: вначале разряжает аккумулятор до значения 3,0 V, затем его заряжает до 4,7 V. При повышении напряжения сверх этого значения включается автоматически режим «Авария».

3. При зарядке надо контролировать, чтобы ток был равен 1,08 А или чуть меньше (в этом случае нужно больше времени для зарядки. Заряжать фонарь можно даже при О,92 А). Ток больше 1,08 А противопоказан. Контролируйте напряжение. Оно должно быть от 3,8 до 5,4 V. Если напряжение будет меньше, то фонарь не зарядится; если оно больше, произойдет разложение воды.

4. При подключении соблюдать полярность, иначе произойдет короткое замыкание, с возможностью испортить фонарь. Предварительно возле контактов на зарядном устройстве и фонаре сделайте отметки "+" и "-". Контакты расположены в головной части. Найдите металлическую головку с шайбой, расположенную в 4 см от места присоединения шнура - там находится «минус». «Плюс» же находится в углублении, которое расположено на металлическом держателе. Внутри углубления есть втулка с прорезью, а под втулкой и находится контакт.

5. Обнажите контакт - для этого поверните втулку на 180 градусов вокруг своей оси, пока не увидите, что через прорезь обнажился контакт, подсоедините батареи фонаря к зарядному устройству. Следите за температурой батареи - при перегреве она может вздуться. Для этого вскройте блок питания у фонаря.

6. Не оставляйте зарядное устройство более чем на 13 часов включенным, иначе аккумуляторная батарея автоматически перейдет на режим «разряда». Если зарядное устройство самодельное, то процесс зарядки контролируют с помощью амперметра.

                           Евгений Бортник, Красноярск, сентябрь 2014 года