Акустика к усилителю 3. О дизайне АС
Попытаюсь показать здесь представления о простейшем дизайне акустических систем кустарного изготовления. Смысл изложения снова заключается в реализации проекта самодельщика за сравнительно небольшие деньги (лучше бесплатно) с получением результата, который не режет глаз корявостью исполнения. Дизайн штука немаловажная. Любому приятно лицезреть акустику не уродливую, причем звучащую явно лучше компьютерных колонок. О ариволинейных фигурных формах речи не идет. Поскольку для фигурного реза нужен массив качественного материала и станки с числовым программным управлением. Бюджет такого проекта будет совсем другой. Обсуждению подлежат преимущественно прямоугольные формы. Разница только в пропорциях. И истолкованы эти пропорции должны быть не в последнюю очередь здравым смыслом и удобством размещения в жилом помещении, в обычной квартире.
Какие средства конструктивного исполнения и внешнего оформления применить? Вариантов в бюджете не много. Например ДСП. Лучше ламинированная. В крайнем случае пригодятся запчасти от мебели советских времен. Для мебельных стенок и шкафов в совдепе использовали древесно-стружечную плиту под лаковым шпоном. Такой материал вполне пригоден, но нужна циркулярка. Избавьтесь от иллюзии получения нормального результата при помощи ручной ножовки или электрического лобзика. Только циркулярка с соответствующим оснащением даст нужный результат по точности и аккуратности реза. На циркулярке должна быть направляющая рама, обеспечивающая прямые углы реза. Для крепления ДСП и скругления внутренних углов нужны деревянные бруски. Но не квадратного профиля. Нужны треугольные деревяшки. Их можно изготовить скопом в ближайшем столярном цеху, где есть профессиональное оборудование. Для этого самостоятельно заготавливают или покупают квадратные бруски, например 40х40 или 50х50. А затем распускают их на профессиональном станке по диагонали. Самостоятельно это делать опасно. Особого качества дерева здесь не нужно, поскольку придется садить деревяшки на клей и притягивать саморезами. Голится обычная сосна, даже не строганная. Бруски, метра по два, нарезают из подсушенной плахи на циркулярке.
Для крепления ДСП снаружи используют саморезы и готовят отверстия. Головки саморезов нужно утопить в массиве ДСП. А вот затем нужно взять масляную шпатлевку и заделать наглухо все отверстия при помощи шпателя. Ну и зачистить высохшую шпатлевку машинкой. Таким образом готовят корпуса под покраску, хоть из балончика. Таков самый бюджетный вариант исполнения пристойного внешнего вида. Можно совсем не заморачиваться шпонированием. Шпон - это конечно же красиво, но в бюджетном проекте избыточно. Иногда применяют обивку тканью - карпетом. Так тоже можно. Кому, что нравится.
В качестве примеров далее будут рассмотрены картинки, определяющте основные пропорции акустики. По габаритам можно оценить размеры конструктивных элементов, нужных для сборки корпусов. До чертежей дело вряд ли дойдет, поскольку это уже инжереная конструкторская работа, требующая тщательности, внимательности и достаточного времени, которого всегда не хватает.
Пример построения акустики на основе условно низкочастотных динамиков Интер-Гамма в 12 дюймовом размере показан далее. Объем и размеры выбраны таким образом, чтобы улучшить отдачу в низкочастотном регистре. Для ВЧ звена использована китайская головка на 25 Вт. Среднечастотник тоже зарубежный в размере 3 дюйма. Акустика создается в активном варианте с усилителем на 140 ватт внутри, выведенным на заднюю стенку
Пропорции выбраны несколько иные, нежели у концертных колонок. Передняя панель заужена, практически в габарит диаметра большего динамика. Высота несколько увеличена, вплоть до 700 мм. Глубина может быть несколько уменьшена, вплоть до размера 430 мм. в соответствии с основными габаритами мебельной ДСП. Для увеличения прочности и снижения резонанасных свойств передняя доска и перегородка выполнены клеёными двойными. Щелевой фазоинвертор расположен сзади, внизу корпуса.
Пример построения акустики на основе динамиков 30ГД-301 и им подобных в 12 дюймовом размере показан далее. Здесь могут быть использованы старинные широкополосные динамимки от эстрадных совдеповских колонок типа Родина и др. Важно проконтролировать качество старья. Для обрамления отверстий - фазоинверторов можно применить стандартные запчасти от колонок. Также как и ручки для переноски, врезаемые вовнутрь.
По картинке видно, что фазоинвертор расположен спереди и сверху и закрыт кольцами с декоративными сетками. В дополнение к широкополоснику использованы китайские пищалки в пластиковом корпусе. Включение высокочастотников выполняют последовательно-параллельное через конденсатор, емкостью 2 мкФ. При необходимости устанавливают гасящий резистор.
Конструктивное исполнение акустики лучше выбрать примерно одинаковым для целой серии. Выработать себе технологию монтажа. Например собирать все детали в лежачем положении корпуса, на правой стенке, примеривать, привинчивать, приклеивать. Разместить жгуты проводов. Установить разъемы и припаять концы. Все щели промазать для герметичности. Ватин или синтепон пристрелять степлером по стенкам. После завершения комплектации и монтажа просто разместить поверх левую крышку. На торцы всех ребер и по кромке стенок корпуса следует предварительно нанести клей. Конечно же все отверстия желательно заранее подготовить, чтобы не путаться в соплях. Затем протянуть саморезы, закручивая заподлицо. Ну а далее, надо промазать недоступные ранее места изнутри и убрать все косяки. Динамики паяют и устанавливают в последнюю очередь.
Евгений Бортник, февраль 2021