Ламповые усилители, это неплохо. Добавим здравого смысла, часть5

Оставлен Evgenij Bortnik Втр, 08/25/2015 - 11:52
Аватар пользователя Evgenij Bortnik

Продолжение статьи по материалам электронной сети Интернет с размышлениями из "Записной книжки" Юрия Игнатенко, а также моими комментариями и поправками

Диоды выпрямительные

Ниже приведены картинки с результатми проведенной лабораторной работы. Эти результаты позволяют закрыть тему о помехах, якобы создаваемых диодами.

Как видно по картинкам, никаких помех нет. Нет импульсов, о которых страшно убедительно рассказывают на сайтах. Что дескать помеха простирается на сотни кГц вверх по диапазону от 50Гц. Если бы действительно диод создавал помеху, то радиоприёмники, трансиверы чувствительностью 0.5-1мкВ шумели бы и свистели. И приём был бы крайне затруднён. Поэтому с уверенностью применяйте кремниевые диоды в выпрямителях блоков питания для УНЧ. Весьма удобны диодные сборки КЦ, ставьте их где хотите и как хотите. Не влияет это на звук.

Кенотрон.  Вопрос. Подскажите, есть ли разница между кенотроном и диодами, кроме замедленной подачи питания на лампы и падения напряжения на кенотроне?

Ответ. Кенотрон - это отживший век. Но «аудиофилы» слышат, как он звучит. Они много чего слышат. Дело в том, что в ответе на этот вопрос есть маркетинговая составляющая. Для человека в убежденном заблуждении за отдельные деньги можно применить и кенотрон. Экзотика это дело вкуса. Кроме того, повышенное количество раскаленного стекла в техническом пректе часто вызывает положительные эмоции, особенно, когда это сделано со вкусом. Красиво и обогреваться от повышенного тепловыделения можно.

Суровая действительность такова, что я не слышу кенотроны, друзья мои не слышат. И устроив в тёмную прослушку «аудиофилам», я понял что не слышат и они. Не могли ни разу угадать ни конденсатор межкаскадный. Ни кабель акустический. Получен абсолютно точный результат, называемый: пальцем в небо. Не угадали когда с кенотроном, когда с диодами.

Вопрос. Насколько, по вашему, реальна угроза, о которой пишут чуть ли не в каждой книжке, снижения надёжности лампы в случае резкой подачи анодного напряжения при холодных катодах, при каждом включении? Особенно актуально при рекомендуемом вами таком высоком (по моему мнению) анодном напряжении 340В? Хотя чуть ли не все серийные приёмники после 57-59 года уже шли с полупроводниковыми выпрямителями анодного напряжения? На угрозу подачи холодного анодного вроде как «забивали»?

Ответ. Правильно делали, всему своё время. Прогресс привел к созданию селеновых выпрямителей АВС80. АВС120ма. Потом были германиевые диоды и наконец кремниевые Д226Б. И работали старые приёмники и телевизоры с диодными мостами. Лампы грелись в них по 10 лет до черноты. Собственно не так страшен чёрт как его малюют. Ведь никто не измерял эффективность применения старой ламповой техники в лохматые доисторические времена и не считал сколько ламп в какие сроки вышло из сторя. Жили в те времена люди по-проще, жизнь человеческая ничего не стоила. Все запасы по надежности обеспечивали ГОСТы и "Слава КПСС". Работа же современного лампового оборудования в предельных режимах требует от человека осторожности и внимания. Элементарное чувство ответственности за написанные строчки обязывает предупредить об опасности высокого напряжения каждого телезрителя. Если дело касается должностных лиц, то им очень легко подсесть на нары за аварию с пострадавшими или погибшими людьми. Думаю, что такой аругмент вразумит любого.

Если уж береч лампы, то можно поставить тумблер «анод». При этом контакты тумблера шунтируют резистором 100кОм. После включения накала потихоньку начнут заряжаться электролиты выпрямителя. Через минуту можно включать анодное напряжение. Кенотроны ставят аудиофилы, которые не музыку слушают, а выслушивают как звучит кенотрон. Параноику крайне важно знать, как звучит конденсатор или проводок нормализатор облучённый на ускорителе в Дубне пучком электронов высокой энергии. Слово угроза в этом контексте применять не стоит. А опасение выхода из строя лампы у разумного человека есть всегда. Впрочем как и опасение остаться без глаз при взрыве лампового "железа". Помнить нужно, что жизнь и здоровье человека это бесценный дар именно для конкретного человека. Поэтому любую браваду и шапкозакидательство в ламповой технике с высокими напряжениями просто отправьте на помойку. А любой автор, который напишет обратное, просто замшелый идиот. Если вам приятно регулярно щелкать тумблером, зная, что 800 вольт приходит в это время на анод, то флаг вам в руки и адреналин в мозг. А если возраст, опыт или особенности психики вас предостерегают, то можно можно доверить эту задачу реле, работающему с выдержкой времени и жить комфортнее.

Вопрос. Так всё таки нужно ставить тумблер для включения питания «анод» или нет?

Ответ. Следует различать понты и здравый смысл. Поэтому задачу с тумблерами и задержками каждый решает самостоятельно. В старой ламповой технике не стояло никогда задержки по аноду и тумблеров анодных и работали телевизоры по 10-15 лет без замены ламп. Тумблеры «анод» стояли в военной аппаратуре связи. Находящаяся в дежурном режиме аппаратура, с включённым накалом, должна была в любой момент, без задержки на прогрев, войти в связь. Макеты ламповых усилителей видимо можно делать тупо напрямую. А регулярно эксплуатируемую высоковольтную технику, особенно работающую в предельных режимах, можно сделать и аккуратнее. Оглянитесь на себя. Будучи пешеходом, ведь не всегда же вы ходите на зеленый. Частенько прёте и на красный свет. Для внятности примера измените меру собственной ответственности, сядьте за руль и попробуйте с такой же частотой проскакивать тот же самый светофор. Рано или поздно требуемый ответ самый упрямый человек получит самостоятельно. 

Кенотрон и диодный мост работают одинаково. Миф это, что кенотрон прогревается дольше и подаёт анодное на лампы когда они уже прогреются. Кенотрон прогревается всего 2-4 секунды и уже подаёт напряжение. А выходные лампы 30секунд прогреваются и начинают брать ток. Ниже показаны картинки с самописца, где показаны измеренные переходные процессы в кенотронном выпрямителе. Как видно, уже через 2 секунды, анодное напряжение начало расти. Какая тут задержка может быть? Нижняя шкала разбита на секунды от момента включения. Красная линия показывает рост напряжения после включения усилителя на первом электролите фильтра. 

Силовой трансформатор

Силовой трансформатор можно применить от любого лампового приёмника или телевизора. При условии, что анодное напряжение и ток после дросселя под нагрузкой будет не менее 310 вольт и 120 — 240ма (120ма для стерео однотакта, 240ма для стерео двухтакта на выходных 6П6С, 6П3С, 6П14П). Если 240-260 вольт то искажения будут на увеличенной громкости. Так как мощность УНЧ всего 2 ватта получится и усилитель уходит в ограничение. Не будет динамики, прозрачности и глубины. Будет обычный звук как из радиоприёмника.

Когда анодное напряжение увеличите до 300-320 вольт всё нормально будет. Я вам уже писал 300 вольт на аноде не меньше (напряжение на аноде измеряется относительно катода). Питание 320-340 вольт. Только тогда падает КНИ, растёт мощность. И ни в одной лампе ещё не раскалился анод. И ни одна лампа не вышла из строя. Меньше 300 вольт не использую. Вы начните хотя бы с не перемотанного ТС родного. Потом ТВК -110 можно поставить и повысить этим напряжение анодное до 300 вольт без перемотки ТС. Когда будете перематывать силовик, пару отводов в конце всегда делайте, 50 и 100витков. Что бы точнее анодное подобрать.

Никогда не угадаешь какое будет напряжение. Это зависит от сопротивления анодной обмотки, нагрузки, сопротивления дросселя. Двух полупериодный выпрямитель. 305 х 1,41= 425 вольт на первом конденсаторе без нагрузки. А что будет с нагрузкой на втором конденсаторе фильтра, узнаешь когда подключишь всё. Не трудно сделать отводы когда мотаешь. И тогда просто подбирать.

   Вопрос. Хватит ли одного силового трансформатора от ТВ Рекорд-67 для двухтактной схемы на 6п14п на два канала?

Ответ. Нет не хватит. Он рассчитан на один однотактный УНЧ .Основной ток берут выходные лампы или лампа усилителя. Предварительный каскад и лампы приёмного тракта потребляют незначительный ток. Поэтому 4 лампы выходных у которых общий ток потребления будет 180ма и + остальные лампы 10ма нужен выпрямитель на 200-220ма для двух каналов. Можете найти данные вторичной обмотки этого силового трансформатора и прикинуть. Диаметр провода, по простому считается 0,7 Х корень из I . Например Нужен ток 0,25 а. Корень кв. из 0,25 = 0,5 Умножаем на 0,7 = 0,35 провод должен быть в обмотке. Диаметр провода любой обмотки трансформатора можно определить по формуле: d = 0.8 х корень из I = d равно 0,8 умножить на корень из тока. (если транс большой можно брать 0,7 умножить на корень из тока). где I ― сила тока (A), проходящего через данную обмотку; d ― диаметр провода (по меди) в мм.

Вопрос. Достаточно ли одного силового трансформатора от  Ригонда 102  на двухтактный стерео усилитель, ведь в радиоле было ещё несколько ламп, которые мы не используем?

Ответ. В приёмнике, УНЧ всегда потребляет наибольший ток из всех каскадов. А в качественном УНЧ работающем в чистом классе А, ещё и увеличиваем рабочий ток выходных ламп. Поэтому считать, что тока вторички хватит — неверно. Рассчитан на заводе 1 трансформатор силовой на 1 канал, значит и ставить надо на один. На заводе считали впритык. Формула определения диаметра провода от потребляемого тока известна. 0,8 корень кв. из потребляемого тока. Ток потребляемый будет 110ма каждого усилителя. 0,22а два канала. С учётом преобразования переменного напряжения в постоянное (1,2) 0,265а ток обмотки. 0,53х0,8=0,46 диаметр вторички нужен для питания двух каналов от одного трансформатора. А мы имеем диаметр вторички всего 0,29мм, вот поэтому силовик от  Ригонды 102 двухтактный стерео усилитель не потянет. Например, силовик от Симфония стерео имеет вторичку диаметром 0,44мм и сечение железа больше. Вот он потянет два канала двухтактных на 6П14П. Поэтому вам, для двухтактного стерео усилителя, потребуется два силовых трансформатора от Ригонда 102.

Вопрос. Можно ли применить один силовик на два канала, возможно ли проникновение сигнала из соседнего канала по цепям питания?

Ответ. Один силовик можно применять. Если ёмкость электролитов достаточная и стоят два дросселя, по одному на канал, то разделение будет отличным и проникновения сигнала не будет. Вернее будет, но на уровне -80 -100dB, а это вам не -30dB как у Американских винтажных усилителей. Но в те времена и не стремились к хорошему разделению каналов, ведь самым лучшим носителем был винил и самая лучшая головка имеет всего — 25dB разделение каналов. А сейчас CD и Флаки имеют 60 — 90dB разделение каналов.

Вопрос. Как определить мощность ТС по сечению сердечника?

Ответ. По силовому трансформатору. Ориентировочно сечение сердечника в квадрате даёт мощность. 10см.кв. = 100вт. 8см.кв. =64вт. Или можно посмотреть в справочнике.

Вопрос. У меня две накальные обмотки. Каким образом лучше разделить накал — по каскадам или по каналам?

Ответ. Желательно выходные каскады от одной обмотки и один вывод на массу. Предварительные каскады питают от другой обмотки и делают виртуальную среднюю точку. Два резистора одинаковых по 100-300 Ом припаивают к обмотке накала и соединение двух резисторов, на массу. Фона не будет.

Вопрос. Если все лампы усилителя подключить к одной накальной обмотке трансформатора (сечение провода позволяет) отразится ли это на качестве звучания?

Ответ. Нет не отразится. Только среднюю точку сделать двумя сопротивлениями по 100-300 Ом.

Вопрос. Можно ли использовать выпрямитель однополупериодный с удвоением напряжения?

Ответ. Если есть трансформатор с напряжением вторички 130-150 вольт и током обмотки 300-500ма можно делать такие выпрямители. Или лампа, допустим, у вас стоит на выходе Г807 или ГУ50 — они высоковольтные и транс ваш с 250 вольт можно включить по такой схеме и получить 600 вольт анодного напряжения.

Вопрос. На какой ток должна быть расчитана вторичка, если её подключить к выпрямителю с удвоением напряжения? Нужно 145 вольт переменки для двухтактного моноблока на 6П41С. Как здесь быть с проводом вторички? Ток через две 6П41С идет около 140-150мА. сечение провода вторички силового транса выбирать исходя из расчета под 0,15 мА или под 0,3А? Я думаю что под 0,3. мотаю сейчас анодный транс проводом около 0,4мм.

Ответ. Я заказываю в ТОРы 145 вольт 0,4а; 25в 0,1а; 6,5в 0,8а ;6,5в 3,6а. Иногда применяю два ТС универсальных, один для моноблоков и двухтактов другой для однотактов.

Все усилители двухтакты на 6П41C делаю только моноблоками (ток ламп 70-80ма ) и никогда не применяю 6Н8С. Я уже писал, с 6Н8С и ОООС не получается достаточного усиления. А не введя ОООС не удается получить отличного баса и удара барабана. Размазанный звук будет.

Полные двухтактные стерео усилители делаю только на 6П3С и 6Н9С и ставлю эти ТС. Один ТС на 4 лампы 6П3С и две 6Н9С. Такой агрегат молотит целый день не перегреваясь. Для 6П3С при 250 вольтах 60 ма ток. При 300 вольтах 50ма при 330 — 350 вольтах 40-45ма.

Вопрос. Что делать, если накрытый кожухом силовой трансформатор гудит?

Ответ. До того момента пока не заостряешь своё внимание на гуле силового трансформатора, его как правило и не слышно. Установив транс на железное шасси, присоединяют к нему резонатор, панель. Шасси усиливает гудение. Накрывая транс колпаком железным, так же увеличивают гудение. Видимо магнитное поле рассеяния взаимодействует с колпаком и вызывает дополнительные колебания стенок и крышки. Приходится обклеивать внутренности колпаков скотчем, что бы уменьшить вибрацию стенок. Можно применить автошумоизоляцию.

Вопрос. Как силовые трансформаторы сделать тихими? У меня два ТС-180 (от ч\б телевизора) — оба гудят.

Ответ. Есть некотрый опыт применения ТС180. Большинство из них обычно гудит. Можно показать рекомендации как это поправить. Нужно применить окунание железа в жидкую масляную краску на неделю. Внув из краски пластины стягивают струбцинами, по две струбцины на каждую подкову железа. Сушат на солнце неделю. По готовности, не снимая струбцин торцы зачищают, положив наждачную бумагу на стекло и поелозив торцами полчаса. Обмотки накала доматывают по три витка на каждой катушке. Затем вставляют две подковы в катушки. Капнув клей на торцы быстро вставляют две других подковы и стягтвают транс родным креплением. По готовности включают в сеть, соединив первички последовательно на 240-250 вольт напряжения. Гудеть трансформатор перестанет. И ток ХХ уменьшается. Но это трудоемко и долгая канитель. Нужны оснастка, условия и вентиляция. Если проще, то можно переключить первичку ТС180 и ТС270 на 254 вольта. Тогда ток ХХ минимален и трансформатор не гудит. Накальные доматывают при этом по 3 витка, не разбирая трансформатора. Для уменьшения гудения трансформатора, его можно установить на шасси через резиновые прокладки, на болтики одеть хлорвиниловую втулку. Если трансформатор не гудит, то нет необходимости во втулках и прокладке. Если гудящий транс, то можно поставить его как на картинке ниже.

Вопрос. Домотал ТС 180, напряжения есть, не греется но очень сильно гудит. Уже и разбирал и подтягивал. До этого же не гудел и не сильно стянут был, т.е. гайки легко открутились. Подковы поставил также как и стояли. Что делать?

Ответ. Обмотка в ТС 180 вторичка толстым проводом намотана и допускает делать выпрямитель с удвоением. 40+60+40 вольт = 140 вольт. С удвоением получите под нагрузкой 330 вольт анодного. И ещё для фиксированного смещения останется обмотка. 60+60+40 =160 вольт и с удвоением получите 360 — 380 вольт. Пока его не разбираете — он не гудит, вы сами писали об этом. Поэтому его разбирать низя. Используйте сетевую обсотку полностью. По два витка домотайте к накальным обмоткам, без разборки ТС и будет счастье.

Примечание. Для широкого круга читателей стоит добавить небольшой комментарий. Дело в том, что применение трансформаторов серии ТС это крайне бюджетный вариант построения источника питания для усилителя (практически для нищих). Людям, которые мало-мальски ценят собственное время следует поостеречься применять трасформаторы ТС. И качество их изготовления и виброшумовые характеристики и большое собственное рассеяние делают их практически непригодными для ламповых усилителей. Самородкам приходится тратить колоссальные усилия для приведения ТС в порядок. А надо ли это? Столь же доступны другие стандартные трансформаторы, серий ТА, ТАН, ТН. Не тратьте время на перемотку. Используйте ПРОВЕРЕННЫЕ зеленые монолитные трансфораторы. В них широкий выбор обмоток с питающими напряжениями. Причем использовать следует именно трансформаторы, рассчитанные на 127/220 вольт. Включать трансформатор питания в сеть 220 вольт усилителя нужно на полное напряжение первичной обмотки, т.е. применять выводы 127 вольт для дополнительного снижения тока холостого хода. Кроме того, трансформаторы ТА, ТАН, ТН нужно тщательно отбирать по меньшему току холостого хода. Тогда проблемы статических наводок и фона в усилителе, при сооблюдении прочих рекомендаций будут сведены к минимуму. А обмоточная терапия годится для молодых людей, у которых впереди целая жизнь. Зрелым мужчинам на это время лучше не тратить. Особенно это касается построения блоков питания, для которых всё давно придумано. Еще лучше уйти от трансформаторов на 50Гц в блоке питания УМЗЧ и применить импульсный источник, для построения которого есть простые и эффективные схемотехнические решения. Выходные трансформаторы более требовательны. Однако и здесь, моточными процедурами следует заниматься только в самом крайнем случае. А в начале пути усилителестроения в качестве выходных следует использовать всё те же стандартные трасформаторы серий ТН, ТАН, ТПП, ТП, ТТП и др.                              Евгений Бортник

Продолжение следует.

                            Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск

13 комментариев

by Валера on Втр, 02/02/2016 - 20:45
У меня на усилителе (6ж1п +6п14п,Лампы 78года) экспериментальная модель проработала 1,5 года.(потом разобрал для перехода на высший уровень) Сын усилок этот по 30 раз за день дергал без задержки анодного...и отработал он на ура!! есть еще подтверждение ... Прочитать сообщениеDiamontius, 09 Ноябрь 2014 - 08:46, написал: ВОПРОС Ну это понятно что на звук не влияет, мы не пускаемся в шизотерию как аудиофилы :yes: Рекомендовано анодное питание подавать с задержкой, а на схемах же не увидел отдельного включателя подачи анодного напряжения. Интересно, на сколько это критично? Т.е. одновременное включение всех цепей усилителя. ОТВЕТ Васильича...Господи , услышь меня хоть на этом техническом сайте!!! Кем рекомендовано? Где вы эту официальную рекомендацию прочитали? Забудьте этот дурацкий выключатель анодного напряжения или задержку .Какой то дебил, запустил на сайтах эту утку и пошло поехало. В каком ламповом аппарате была задержка анодного в 20 веке? Все радиоприёмники,усилители,телевизоры ,работали в 20 веке без задержки. И что? До сих пор работают лампы те и усилители те. Ни чего не даёт задержка. Задержка может ставится , только в Лофтине , где гальваническая связь между каскадами. Вот у меня Американский усилитель 30 года выпуска, Работает усилок и лампы работают и не было ни когда задержки.

by Evgenij Bortnik on Ср, 02/03/2016 - 10:07
Собственно и спорить здесь не о чем. Это чисто дело вкуса. Как секс с презервативом или без него. Дело в том, что всегда есть вероятность, что "бумкнет". Так вот математическое значение вероятности при наличии задержки анодного на несколько порядков меньше. Тоже самое касается старения ламп. Есть другая, более серьезная тема, про которую следует сказать обязательно. Василичь, или его толкователи допускают серьезные небрежности в отношении соблюдения требований ТБ при наличии высоких напряжений. Это неправильно. Если бы болтовня на сайте была под роспись с возможностью привлечения к судебной ответственности, то я с удовольствием ободрал бы такого лихого советчика в суде, за причиненный случайный вред. Это реальная возможность легально срубить денег с лоховатого совка.

by depeschzeu on Пнд, 12/12/2016 - 17:22
" Включать трансформатор питания в сеть 220 вольт усилителя нужно на полное напряжение первичной обмотки, т.е. применять выводы 127 вольт для дополнительного снижения тока холостого хода. " Если у трансформатора, того же ТАН, на 127/220в есть стандартная схема соединения выводов первичных обмоток для включения его в сеть 220, то что вы имеете в виду в этом предложении?

by Evgenij Bortnik on Пнд, 12/12/2016 - 19:08
Это касается только ТА

by Allessandroo on Пнд, 02/06/2017 - 04:54
Хорошо, считаем кенотроны отправленными в помойку. Но еще остаются неисследованными вопросы касательно самой схемы выпрямления. Мост? Двухдиодная со средней точкой? Удвоитель? Читал, что лучшая- это как раз два диода, типо кенотронной, так как она симметрична. Кстати могу привести безусловный аргумент в пользу автоматики задержки- она исключает наличие на конденсаторах в течение 30-40 секунд напряжения U2*1,414, cоответственно вместо дефицитных кондеров на 450-495 в можно наставить доступные на 350В от ТВ. Вы конечно пишете, что совдеп такие пытки выдержит, но я проверять не намерен, учитывая легкость создания реле времени на современной элементной базе.

by Evgenij Bortnik on Пнд, 02/06/2017 - 14:25
Нет у меня предпочтений по диодам. Ни моделирование, ни физические эксперименты не дали мне отрицательных аргументов в применении полупроводниковых диодов. Мне представляется рациональным подход, когда исходят из накопленных возможностей или коммерческого бюджета. Симметричные схемы по определению - предпочтительнее, а конденсаторы я применяю по классическим рекомендациям и с некоторым запасом. Мне знакомы аварийные взрывы больших электролитов в частотных преобразователях.

by Allessandroo on Пнд, 02/06/2017 - 05:01
Вот еще один аргумент, который говорят о кенотронах- они ввиду высокого Rвнутр позволяют без использования негабаритных банок по 100 и более мкф достичь фона по питанию в -90дБ, и это при емкостях всего 10, 20 мкФ( кстати это самые популярные совдепы на 450В, 100х450 я например никогда не видел, производства от совка конечно.) Если это правда, то для питания усилителей небольшой мощности кенотрон имеет право на жизнь, позволяя ценой потери мощности сэкономит на хороших большеесмкостных кондерах. Разумеется, когда речь о токах порядка 130 и более мА, то это однозначно диоды, ибо тут кенотрон уже будет перегонять в тепло около 25-30вт, перебор

by Evgenij Bortnik on Пнд, 02/06/2017 - 14:16
Согласен в целом. Кенотроны вполне имеют право на жизнь, особенно если найдутся ортодоксальные мужчины, готовые платить за "чистый звук" и за их применение. Это не относится к техническим деталям. Чистый и неприкрытый продажно-денежный интерес. А про -90 дБ это скорее всего преувеличение. По перечисленным параметрам я бы не поставил на число, лучшее -60 дБ. Это своеобразные качели: нос вытащил, - хвост увяз. Конденсаторы щас кстати есть очень мелкие по размерам и весьма качественные. А 100 мА нагрузки на мелких конденсаторах легко заставят присесть большинство кенотронов очччень глубоко. Поплывут все характеристики и подпрыгнут искажения на пиках, даже при 10-15 ваттах, пусть даже фон при этом и будет -60 дБ. Однако, ничего запрещать я не вправе.

by Allessandroo on Чт, 02/09/2017 - 04:28
Вы правы, каждый сходит с ума по своему. Лично у меня нет предвзятого отношения ни к диодам, ни к кенам. Каждая вещь должна использоваться там, где это целесообразно. Диоды- при больших токах и относительно низких напряжениях, если ж кому то взбредет выпрямить 20-30кВ при токе 1-2 мА, тут кены явно выгоднее. Это так, к слову. Кстати, кенотрон реально обеспечивает задержку и медленный рост анодного, но не любой а только с косвенным накалом, я экспериментировал с EZ81, время прогрева около 40 секунд, потом анодное нарастает от 0 до номинального за 10-15 секунд. Наверно если воткнуть 2 наших демпферных диода 6Д20П будет тот же эффект. И еще, кенотрон невозможно пробить, как диод, отправив при этом все электролиты в полет( у меня было такое при пробое одного диода в мосте, 1N4007, теперь ставлю только готовые сборки типо 4А на 800В). Там на подделку шансов нарваться меньше. Для меня критерии такие : ток до 120мА- или диоды, или кенотрон, свыше 120- только диоды. Интересно, что это за мелкие и качественные электролиты? Поделитесь информацией. Главное не Джамикон, СарXon и компания

by Evgenij Bortnik on Чт, 02/09/2017 - 08:58
Мелкие электролиты - это рассыпуха для установки на печатные платы. Например 100 мкФ. А которые побольше, те обычно под винт, они как правило, крупнее номиналом и держат получше провалы напряжения. Есть ощущение, что фильтры по 150-220 мкФ слабоваты для нормального усилителя. По качеству предпочтений нет, решает только цена и проверка на вшивость. 1N4007 больше 0,1 ампера я не нагружаю, их уже по размерам следует пожалеть, и нужно опасаться аварии. Надпись 1А в даташите мало авторитетна. Кенотроны - красивые понты, это гемор. Нужны дополнительные панельки и провода. Кроме того, затрудняется компоновка изделия, поскольку труднее соблюдать блочно-модульный принцип конструирования. А размазывать сопли и провода источника питания по всему корпусу это неправильно.

by Evgenij Bortnik on Чт, 02/09/2017 - 11:29
Совершенно уверен, что хвалебные упоминания в текстах статей про конденсаторы конкретных брендов есть вредное излишество. Это утверждение относится ко всем комплектующим. Без крайней необходимости этого делать не следует. Никакой рекламы! Большинство авторов этого в принципе не понимают (поскольку родом из совка). Причём даже публикации в уважаемых журналах типа Радио также содержат скрытую рекламу. А зачем? С какой стати я стану рекламировать буржуйские торговые марки? Мне за это не платят. И никому не советую делать этого на страницах моего сайта без крайней необходимости.

by Allessandroo on Пт, 02/10/2017 - 04:33
Разумеется, никто не просит вас делать рекламу, но вот упомянуть о халтурных изделиях наверное совесть обязывает. А по моему половина конденсаторов именно к ним и относится( это те как раз что в импульсниках на входе стоят. по моему самый рабочий тут критерий- это чем больше и толще, тем лучше. Банально сравним этот Джамикон, которым все завалено 100,0*400В размером см 4 в высоту и 2,5 диаметром, а рядом поставим такой же по параметрам кондер Дэу, выпаянный из телика, он вполтора раз его больше, совковый 100х350 будет как Дэу. Ну и кто из них троих нормальные, а кто хлам? То же самое можно и о всех других радиоэлементах сказать- с какого перепугу резистор 5вт в 2 раза меньше совкового, впрочем как и 2, 1-ваттники. Тепловыделение то по закону Джоуля одинаково! И с транзисторами, и диодами та же петрушка. Покупал кабель ВВГ 3х1,5, продавец сует какую то халтуру на глаз видно что сечение занижено, а жилы медные диикого цвета и как гвозди жесткие. На резонный вопрос что это за хрень продавец начал что то затирать про новые технологии и сплав с большей проводимостью чем медь... Плюнул и ушел оттуда, пусть других разводит. Так и с этими радиодеталями- пишут на явные игрушки нереальные параметры, а люди ведутся, новые технологии...

by Evgenij Bortnik on Пт, 02/10/2017 - 12:29
Сочувствую вам. Мысли искренние, особых возражений не вызывают. Вместе с тем жизненная позиция других людей может отличаться. Поэтому я постараюсь вовсе уклониться от обсуждения плюсов и минусов конкретных наименований комплектующих. Всё это очень субъективные сведения и они могут содержать ошибки. А совесть разных людей может иметь пятна, а чел этого может не осознавать или не признавать. Мне достаточно рекомендовать человеку конкретный номинал заведомо исправного элемента, любой торговой марки. Никаких брендов не будет, прошу понять и простить. А вот классику я уважать обязан. Джоуль вроде знакомое имя. А вот имя великого русского учёного Э.Х.Ленца всем советую запомнить, ведь это подлинная Российская История, а не фальшивка. И закон соответствующий Джоуля-Ленца.