Ламповый усилитель. ГИ-30 по прозвищу Зверь

Оставлен Evgenij Bortnik Чт, 03/22/2018 - 17:51
Аватар пользователя Evgenij Bortnik

Вниманию телезрителей предлагаю очередную статью, по мотивам построения самодельного лампового усилителя. Материалы получены в свободном доступе в сети интернет, координаты конструктора неизвестны. По-видимому, автор в сравнительно небольшом объёме знаком с теорией, но это не помешало ему достичь положительного результата. В статье описана классическая последовательность достижения позитивного результата методом научного «тыка». Публикация очень неплохо подтверждает тот факт, что тема построения элитарных аудоифильских конструкций с космическим ценником раздута преднамеренно. В удифильской постановке задачи слишком много заблуждений, понтов, самообмана, а иногда – откровенной маркетинговой лжи. Телезрителю нужны сравнительно простые решения и эффективный проект с разумным ценником.

Двухтактный усилитель на ГУ-29. По прозвищу Zver. Мысль собрать усилитель на ГУ-29 возникла после того, как прочитал на радиолюбительском сайте статью Tank_а «Двухламповый стерео усилитель на 6Н1П + ГУ-29». По большому счету мне было всё равно как оно играет, просто очень понравился вид этих лампочек, хотя по отзывам не только смотрелись, но и звучали они неплохо. В общем, во что бы ты ни стало, загорелось мне повторить эту конструкцию. Ещё одним поводом для повторения было то, что для двух каналов использовались только две лампы (чем меньше, тем проще) т.к. на тот момент мой уровень паяльного мастерства был очень невысок. Предполагал, что самым сложным будет найти эти лампы, как же я ошибался! Как раз лампы нашел довольно быстро, но далеко – в Москве. Пересылка почтой – дело привычное, пока ждал заказ, шарился по форумам и находил всё больше отзывов о том, что ГУ-29 в однотакте хорошо, но по-настоящему раскрывается в РР, а я ведь заказал одну лампу. Панельки решил делать сам, ну что может быть проще, чем в текстолите проделать 7 отверстий под ноги!? Вспомнил про то, что скупой платит дважды, когда при попытки установить лампу в панельку услышал характерный ПУК и на пол упала частичка ГУшки. Этой лампы больше нет, покойся с миром. Честно сказать огорчился. И че теперь делать? Но что ни случается, всё к лучшему – это ведь повод для сборки двухтактника! Снова стучу в асю своему «поставщику» и в этот раз заказываю 2 лампы. По ходу жизни на всевозможных досках объявлений ищу панельки для них. Ну, вот лампы и панели дома, смотрю, мечтаю, а «небольшой» нюансик, что для РР нужно мотать выходные трансы как-то совсем упустил и виду. Начал по окрестностям искать провод. Местные тимуровцы сдали все запасы в цветмет. У знакомых радиолюбителей провода оказалось маловато для двух трансов. Обзвонил перемотчиков, у них тоже нету, или скорее всего «нету», в общем засада. В итоге заказал в Десси (кто был, тот знает). На этом введение – повествование «о трудностях жизни» завершаю. Перехожу непосредственно к описанию сборки усилителя.

И неужели из этой кучи хлама что-то получится?! Вообще-то, задумка была собрать простенький двухтактный усилитель по классической схеме. Но то, что вышло, имеет мало общего с классической схемой лампового усилителя. Как вариант рассматривался усилитель Александра (Tank) на лампах ГУ-32, с заменой 32 на 29. Но остановились ни много ни мало, а на схеме самого Lynx-Vta39! Получился бы этакий бюджетный вариант Lynx_а, с лампами 6Н23П+ГУ-29 вместо 6922EH+3E29 и комплектующими не Hi-End качества. До аудиофила, впрочем, как и до миллионера я ещё не дорос.

Примечание. Структура схемы двухтактного усилителя здесь не показана, поскольку схема может быть любая. Вполне пригодны схемы Манакова и другие. На мой вкус, большего внимания заслуживают схемы с дифференциальной парой выходных трансформаторов от Комарова. Это позволяет уйти от рукопашной намотки выходников и значительно сокращает время на построение изделия. В определённом смысле дифференциальную согласующую схему можно считать выходом из лампового тупика, созданного от бедности в 50-е годы прошлого столетия. Перечитав старинные публикации, я наконец понял причину возникновения этого тупика. Оказалось, что на заре лампостроения промышленность просто не выпускала звуковых трансформаторов. Да и вообще с трансформаторами была беда, поскольку страна была в разрухе. Именно поэтому самодельщики приспособились мотать выходники из чего попало. А затем рукоделие стало привычным. Самодельщина 50-х годов 20 века обрела черты хорошего тона и стала нормативной для развитой социалистической действительности. А если задуматься о сути, то попробуйте ответить на простой вопрос: Какой самодеятельный обмотчик может изготовить изделие, по качеству лучшее, чем заводское? Здравый ответ станет для большинства очевидным. Вот поэтому социалистический тупик и следует обходить стороной. Пробуйте применять дифференциальную схемотехнику на типовых трансформаторах.   Евгений Бортник

Выходники мотал по рецепту А.Шалина для Г-807 на ТС-180 с небольшим пересчетом количества витков, потому как вместо ТС-180 я мотал на ТС-160. Намотано так: Первичка 3800 витков проводом 0,315мм. Вторичка 144 витка проводом 0,9. На каждой катушке: Первичка – 5 слоёв по 190 витков. Вторичка – 72 витка, 3 слоя в параллель с отводом на 4 Ом от 50 витка. Первичка – 5 слоёв по 190 витков. Межслоевая изоляция – бумажный скотч липкой стороной наружу. Очень понравилось, провод сразу приклеивается и получается очень аккуратно. Для примерки деталей состряпал такую вот бумажно-пенопластовую печатку. Как оказалось – не зря. На плате забыл подрисовать дорожку «минус» к стабилитрону. И вот детали на плате припаяны, выходники намотаны, осталось самое лёгкое – блок питания. Ниже на картинках показаны картинки для соединения секций выходного трансформатора и макетная плата сигнальной части усилителя.

Был у меня в запасе трансформатор ТС-270, который и планировал поставить в роли силового, да только при внимательном осмотре оказалось, что этот ТС-270 имеет в конце буковку «А», т.е. изготовлен с алюминиевыми обмотками. А хотелось, чтоб была медь, для меньшей потери напряжения. А меди нету и мотать нечем. Аппетит как известно приходит во время еды и в поисках альтернативного источника энергии обратил внимание на статьи AlexD, в которых он уже давно и успешно запитывает свои усилители от импульсных блоков питания (БП). Опыт переделки компьютерного БП АТ у меня уже на тот момент был. Один правда опыт и печальный, поскольку тот блок питания до сих пор лежит в нерабочем состоянии. Но ведь был ещё один БП, почти новый АТХ350W, вот он-то на свой страх и риск и пошел под нож, вернее под паяльник. К слову сказать, уверен на 90% что у меня ничего не вышло, если бы не помощь Hippo64 и AlexD. Спасибо друзья! После того как лёгким движением руки сжег дежурку блок питания из АТХ превратился в АТ. В ходе отладки и настройки импульсного источника было потрачено много нервов и транзисторов сожжено много. Но отступать было некуда, «позади Москва». С защитой от КЗ не стал заморачиваться. Не посчитал это занятие нужным, и как результат испытал, как хлопают транзисторы с предельным током 15А. Не буду описывать достаточно долгий процесс доработки блока питания. На форуме все движения подробно протоколированы. Полученная схема импульсного БП показана ниже на картинке. Стрелками показаны два провода, для подключения мозгов, на чипе TL494. Картинка со схемой управляющего модуля показана ниже. Намоточные данные силового трансформатора приведены в тексте.

Первичка – первый и последний слой по 20витков проводом 0.8. Анод – 110 витков проводом 0.6. Накал – 3+3 витка, 0.8мм в 4 провода. К накальной обмотке по 5+5 витков 0.315 на питание микросхемы. Смещение – 15 витков 0.315. В цепи анодного питания стоит электронный дроссель с плавной подачей анодного напряжения. Номинальное значение 400В набирается примерно за минуту. Первый запуск всего усилителя был проведён без подключения импульсного источника. Было опасение сразу включать модифицированный БП и сперва решил запитать усилитель проверенным способом.

Проверка прошла успешно, дыма нет – уже хорошая новость. Звук очень НЕ понравился. Напутал я с фазировкой выходного трансформатора и громкость была как от усилителя для наушников. Перепаял провода как надо – вот это другое дело! Все свои поделки сравниваю с усилком на ТДА2030. Нравится мне эта микруха. Но в этот раз по децибелам она осталась далеко позади. Теперь всё работает, пора подключать импульсный источник. И здесь картина оказалась немного другой. Первое, что бросилось в глаза, вернее в уши – это полная тишина. Ни гудения силового трансформатора, ни фона переменного тока в динамиках, только странный шум, похожий на белый шум, причину которого я долго не мог найти, а всё оказалось просто – шумела некачественная лампа в предусилителе. Заменил лампу 6Н23П и всё стало отлично. После 30 минут прослушивания радиатор к которому прикреплены силовые ключи почти не нагрелся, а вот радиатор с полевиком электронного дросселя и диодной сборкой накала нагрелся прилично. Пришлось подключать вентилятор (а хотелось, чтобы вообще бесшумно было). Анодные колпачки для рогаток изготовил из F-коннектора. Туда забил деревянный мебельный чёпик в котором просверлил отверстие. В него продел провод, взятый опять же из компьютерного БП, один из тех, что в широком штекере, идущем к материнской плате. Зажимчик просто идеально подошел для этой цели. Ниже показаны иллюстрации к инструкции по изготовлению в картинках. Последним в очереди изготовителя оказался корпус. Материал: дерево+фанера+ДСП. Силовым элементом каркаса послужили выходники. Получилась коробочка с огромным подвалом, в котором с комфортом разместились выходные трансы, блок питания, стабилизатор +225в, плата индикатора на LM3914 и регулятор громкости. После покраски, экземпляр напоминавший своим видом ящик для инструментов слесаря дяди Васи превратился в довольно симпатичную коробушку. На правой картинке показана тыльная сторона. Там всё менее красиво. В ближайших планах имею намерение выбросить тумблеры и поставить нормальные выходные гнёзда.

И на конец-то я увидел загадочное синее свечение ламп. Выдержка большая, поэтому всё так ярко. Вот и пришла очередь устроить этому сооружению тест драйв, по полной программе. Качество звука меня порадовало, удивило и даже ошеломило! Даже представить себе не мог, что лампы могут так орать! ВЧ прослушиваются отлично, с детализацией, на мой взгляд, тоже всё в порядке. Но то, как усилитель держит низы, просто класс. Не для качества звука, а для проверки мощности подключил к выходу усилителя динамик 25ГД-25Б и выкрутил громкость на полную. Искажений на мой слух – ноль. А играет Benny Benassi-timezzzz!

В настройках звуковухи добавляю НЧ с 0 до 8.5 из 12 возможных dB, динамик чуть не выпрыгнет, пол дрожит и только теперь услышал искажения, но музыку при этом вполне можно слушать, до транзисторного хрипения очень далеко. Не стал насиловать динамик и добавлять ещё низы, думаю, что и так экзамен усилитель выдержал на 5. Попытался измерить выходную мощность, подав на вход сигнал 1 кГц, на полной громкости синусоида ровная. Не знаю какая формула для расчета выходной мощности правильная, по одной получилось 26Вт, по другой 36. Ради интереса в сравнении подключил к осциллографу усилитель на TDA8560Q. Так у него на 1 кГц при размахе синусоиды в половину от лампового уже начинает твориться беспорядок. А если ещё добавить громкости, тут уж наступает полный хаос. Из-за проблем с одной из выходных ламп пробовал переводить усилитель в режим АВ, понижением тока покоя с 45 до 25мА. Не могу сказать из-за чего, но звук на мой вкус изменился в худшую сторону. Как позже подтвердили люди, в этом режиме звук похож на транзисторный. В итоге, выставил ток покоя по 40ма на половинках «и уши довольны и лампы целы».

Как оказалось, очень многое зависит от ёмкости межкаскадных конденсаторов. Пробовал убирать 1 из 3, и низов стало намного меньше. Наверное 1,5мкф для этой схемы оптимальный вариант. Включал разную музыку, даже попса как-то живенько звучит, а за счет хороших низов рэп – долбёжка будь здоров, но больше всего понравилось, как он играет рок. Кстати, это первый мой усилитель, на котором я очень хорошо, даже не прислушиваясь заметил разницу между mp3 и flac. Ну, и в заключении моё краткое резюме. ИБП+лампы – это тема! Конечно, для новичка здесь заморочек многовато. Но овчинка стоит выделки. Если уж у меня получилось, а я себя отношу скорее к чайникам, точнее электрочайникам, то не всё так сложно. К тому же старых советских трансформаторов всё меньше, а горелых компьютерных блоков питания наоборот всё больше.

В качестве заключения отмечу привлекательную тенденцию применения модифицированного компьютерного БП в качестве источника анодного напряжения. Публикация наглядно подтверждает, что пользователь без специальных знаний в электронике способен доработать китайский БП и успешно применить его в ламповой конструкции. Совсем другое дело правильная компоновка и современный дизайн усилителя. Задачи внедрения вновь спроектированной электронной платы в крутую дизайнерскую разработку в представленных материалах нет. И это вполне понятно, поскольку такая постановка требует профессионального уровня. А здесь показано элементарное подтверждение правильной прогрессивной тенденции. По материалам сети публикацию подготовил

          Евгений Бортник, Красноярск, Россия, Март 2018

Тэги: