Ламповые усилители и выходной транс. Как его победить?

Оставлен Evgenij Bortnik Втр, 12/26/2017 - 10:31
Аватар пользователя Evgenij Bortnik

Поскольку в большинстве ламповых усилителей применяется согласующий звуковой трансформатор, то возникает закономерный вопрос. Как его победить? Как сделать так, чтобы избежать траты до 1000 зелёных денег на пару трансформаторов. И ещё возникает побочный вопрос. Как избежать затрат на изготовление выходных согласующих трансформаторов 2-3 месяцев драгоценного личного времени и сопутствующих ресурсов?

На поставленные вопросы есть простые ответы. На этом сайте практически в каждой статье показаны схемы в которых можно применить дорогущие и эксклюзивные выходные трансформаторы. Конечно же при этом будет получен превосходный результат. Помимо этого можно попытаться и самостоятельно изготовить, сравнительно недорогой, согласующий трансформатор. Для этого конечно же понадобится намоточный станок, как например показано на картинке.

Кроме того, понадобится медный эмалированный провод, изоляционные материалы и умения. Медный провод нужен в небольшом количестве и всего нескольких диаметров, но купить его будет совсем не просто, поскольку помаленьку его, как правило, не продают. И покупка это довольно не дешевая, посокольку цена меди уходит в гору.

Спроектировать выходной трансформатор не сложно. Примеры с числеными данными есть в статьях по материалам Юрия Игнатенко. Если отфильтровать муть, то легко понять, какие нужны характеристики сердечников и какие витки в первичные и вторичные обмотки. Никакой мистики здесь нету. При этом разумному станет понятно, а секрета-то никакого нету! "Уникальные" трансформаторы имеют вполне определённые параметры: номинальную мощность, магнитную индукцию в сердечнике, коэффициент трансформации, допустимые токи и напряжения. Единственная особенность согласующего трансформатора - чередование обмоток, которое энтузиасты рукодельники называют умным словом "секционирование". Смысл этого рукоблудия простой, и заключается он в улучшении потокосцепления первичных и вторичных обмоток, которые включают разнообразно. 

Но можно применить ещё один способ решения проблемы, использовать типовые малогабаритные трансформаторы, описаные в справочниках Сидорова. Однако нужно понимать, что применение обыкновенного трансформатора не обеспечивает сходу потребительских характеристик, необходимых именно для звукового трансформатора. Т.е. ламповый усилитель с типовыми трансформаторами работать будет вполне исправно, но вопрос оценки его качества остаётся открытым. Усилитель будет работать со всеми трансформаторами, показанными на картинках ниже. Да и вообще ламповый усилитель будет работать практически с любыми подходящими понижающими транформаторами броневой или стержневой конструкции.

Но вот результат построения такого усилителя нельзя сходу отнести к высококачественному звуковоспроизведению. И отличие это можно заметить. С одиночным выходным типовым трансформатором чаще всего не удаётся достичь широкой полосы пропускания. Особенно проблематично получить хорошую отдачу в области низких частот. Достаточную мощность (громкость) звука тоже тоже придётся искать довольно упорно. Есть в применении типовых трансформаторов и ограничение от возникновнения в усилителе избыточных искажений. Но это всё характерно для трансформаторов, взятых вслепую. Мне показалось крайне странным, что даже на форуме известного специалиста Сергея Комарова многие телезрители в 2008 году пишут автору полную фигню. Например есть претензии, что для повторения авторской конструкции был взят конкретный ТН-трансформатор и конкретная лампа, и усилитель показал "размытое" звучание. Это же собачий бред! А измерял ли телезритель то, что он взял в свои вымытые руки? Совершенно ответственно утверждаю, что большинство трансов из ширпотреба полное говно, и в лучшем случае из партии неликвидов.

Нужно просто задуматься, какие претензии можно предъявить в старым Жигулям, которые при продаже новому владельцу, не выжимают на шоссе 180 км/час? А кто эти Жигули готовил к гонкам? И вообще, как можно ожидать от типового автомобиля такого экстрима? Нужно вначале разобраться с вопросом, а затем уже писать критические заметки на форум. Надо сначала промерить трансформаторы, понять какие из них пригодны к применению, а какие надо просто отнести на помойку. Хлам должен быть на помойке. Люди-то все разные, но думают тупо одинаково. А с какой стати эти разные-разнообразные люди думают, что все трансформаторы одинаковые?! Знать нужно, что надо искать. И лучше не искать золото в куче фекалий. Примечательно, что для дифференциального включения парных трансформаторов в схемы Сергея Комарова придётся ещё и подбирать их тщательно! А для обеспечения условия секционирования нужно поискать соответсвующие типовые трансформаторы и вникнуть в особенности их заводской намотки. Любопытно, что в сети щас есть такая информация. И если станет понятно, как обмотки намотаны на сердечник, то станет понятно и какую обмотку следует включать в какой узел схемы и в каком порядке. Задумайтесь, чем рукодельные трансформаторы лучше заводских? А ничем. В заводе трансформаторы хоть делали профессионалы и на профессиональном оборудовании. А витки можно и скомбинировать, если знать, как это сделать.

Таким образом, на самом первом этапе обычному телезрителю нужно просто знать, какие из имеющихся в наличии трансформаторов годятся для применения в ламповом усилителе, а что не годится совсем. Для обоснованного выбора нужно провести элементарные измерения, как лабораторную работу. Первоначально достаточно измерить ток холостого хода. Нужно оценить характер рассеяния трансформатора. Чем меньше ток холостого хода, тем лучше трансформатор. Трансформатор не должен гудеть совсем. Нисколько не должен гудеть трансформатор. Совсем нисколько. Для стререо усилителя понадобится пара одинаковых трансформаторов. И желательно иметь ясность по их характеристикам намагничивания. Для схем Комарова нужно иметь две симметричные пары трансформаторов. А реальность к сожалению такова, что два трансформатора из разных свалок отличаются друг от друга на 200-300 процентов. Ток холостого хода одного силовика может быть 40 мА, а другого 120 мА. И какой результат при таком расхождении следует ожидать? Лучше ориентироваться на трансформаторы из одинаковых партий. Этого удаётся достигнуть, когда попадаешь на склад старого оборудования, которое громят на этапе списания. В одинаковых измерительных приборах, одного года выпуска нередко находятся трансформаторы очень близкие по параметрам. Вот с ними и следует иметь дело. Не получится хорошего совпадения, если взять с помойки несколько трансформаторов, причём разных заводов и годов изготовления. Такой фокус не пройдёт.

Если выполнить элементарную диагностику и выбрать близкие по параметрам трансформаторы, то все перечисленные трудности в первом варианте звучания вполне можно вытерпеть. Особенно если взвесить в собственном сознании факт, что на изготовление простого варианта усилителя потрачено, например всего 500 деревянных денег вместо 50000. Иными словами, потратив всего 500 денег можно построить вполне работоспособный ламповый усилитель, звучание которого можно в дальнейшем скорректировать. Есть немаленькая вероятность, что звучание и такого лампового усилителя можно улучшить его грамотной настройкой. При этом возникает некоторая уверенность, что очень и очень многочисленные телезрители останутся довольными звучанием и такого, недорогого, но хорошо настроенного усилителя. А причина тому именно в особенностях лампового звука и определённой харизме ламповой техники, ведь лампы электронные это прямое прикосновение к старине. В этом случае возникает довольно странный, но вполне закономерный вопрос. Зачем большей части любознательных телезрителей-звукослушателей заморачиваться мучительными процедурами намотки специализированных выходных трансформаторов? И к вопросу этому сразу приходит вполне логичный ответ. Есть ощущение, что к изложенной ситуации подходит известная формулировка: ЛУЧШЕЕ ЕСТЬ ВРАГ ХОРОШЕГО.

Взвешивайте, оценивайте, испытывайте. Думайте, думайте и думайте. И тогда может прийти понимание, что даже в технических публикациях содержится очень много авторских заблуждений, которые возведены в степень конечной истины, требующей от читателя сокральной жертвы. Это не касается прямой и наглой рекламы, настырно пристающей к читателю с требованием потратить на ламповый усилитель 100-200-300-400-500 и более тысяч деревянных денег. И за такие деньги людям будет обещано настоящее чудо. Понятно, что большинство нормальных людей  уже сумма в 100 тысяч рублей заставит задуматься о понятии здравый смысл. А как ещё можно сопоставить конкретную денежную сумму и ламповую игрушку? А довольно просто. Можно попробовать поставить себя на место изготовителя. И если для изготовления ламповой штуковины превосходного качества читателю потребуется потратить, например месяц, то легко прикинуть в какие деньги он оценивает собственные трудозатраты. Не обманешь себя любимого. Стекляшки при этом по затратам можно оценить в 10 процентов от этой суммы. 

                              Евгений Бортник, декабрь 2017, Красноярск, Россия

2 комментария

by Борисыч on Втр, 02/20/2018 - 16:28
Добрый день. Вопрос как к опытному человеку. Есть в наличии трансы : ТПП 296-127/220-50, подскажите пожалуйста, возможно ли их применить в качестве выходных для двухтактника на 6п3с. Спасибо.

by Evgenij Bortnik on Пнд, 03/05/2018 - 19:49
Здравствуйте. Конечно можно применить в дифф включении согласованную пару ТПП 296. Попробуйте подобрать по моей методике. Но это не самые удачные трансформаторы. Лучше применять трансы с меньшими токами во вторичной обмотке, включая их параллельно. Будет заметная разница в полосе пропускания.