Ламповые усилители, это неплохо. Добавим здравого смысла, часть1

Оставлен Evgenij Bortnik Втр, 08/18/2015 - 19:59

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для любознательных телезрителей приведу здесь разумные соображения от мудрых людей, а также несколько собственных мыслей. Материалы этого сайта сводобно размещены в сети не для коммерческого использования. Изложенные сведения содержат опыт и знания полезные многим. Случайно мне попались в Сети материалы об опыте конструирования ламповых схем, накопленном Юрием Васильевичем Игнатенко. Прочитал изложение мыслей автора в текстах "Записной книжки" с интересом, спасибо автору. Простые здравые соображения, очевидные истины, замечательное повествование. Особых возражений при этом внутри меня не возникло, а по сему поделюсь этой бесплатно освоенной мудростью человеческой с другими читателями. Нужно заметить, что изначальная версия материалов была кривоватой, как по стилю, так и по особенностям применения русского языка. Пусть прежний редактор меня простит. Видимо человек он хороший, но квалификация здесь нужна выше. Собственно поэтому мне пришлось материалы из "Записной книжки" основательно отредактировать, по возможности сохраняя авторский стиль изложения. Некоторые заблуждения, ошибочные утверждения и грубые ляпы поправлены, или как минимум смягчены, поскольку приводить без поправок некоторые безответственные и слабо обоснованные высказывания затруднительно.

Мне понравился стиль изложения в виде вопросов и ответов. Именно ответы на многие вопросы показывают хорошее знание предмета и дают конкретные рекомендации для выхода из неопределенной ситуации. Поэтому читателям просто нужно внимательно прочитать текст и выполнить рекомендации Юрия Игнатенко. Весь предлагаемый объем информации трудно переварить сходу. Поэтому некоторый объём придется удалить, а остаток материала придется разделить на части.             Евгений Бортник

Итак, часть 1.

Не у всех есть аналоговые приборы для настройки УНЧ. Поэтому скачайте и установите себе на компьютер «комплекс Шмелёва» с сайта //shmelyoff.narod.ru/ и «спектролаб» (ссылки см. в поиске). Научитесь ими проводить измерения. Без приборов невозможно правильно настроить усилитель, а значит и теряется смысл в его постройке. Дополнительно вам потребуется хотя бы китайский мультиметр. Не слушайте «аудиофилов» призывающих настраивать УНЧ «на свой ух» и утверждающих, что свои уши являются самым точным инструментом при настройке усилителей. Не всякое изменение АЧХ по приборам ведёт к изменению сигнала на слух. КНИ сейчас не рассматриваем. И наоборот любое тональное изменение услышанное в акустике — тут же будет отображено спектроанализатором. Приборы чувствительней уха в десятки раз к тому же мы не только слышим но и видим все изменения на экране компьютера. Причём всё это в динамике непосредственно во время настройки. Можно увидеть изменение в 0,1dB, на слух ничего не ощутите при изменении уровня на 0,1dB. Не услышите и изменение полосы пропускания усилителя, допустим было до 26 кгц на уровне 0dB а стало 28 кгц, а спектроанализатор сразу отобразит это. Учитесь измерять! Иначе придется разговаривать как глухонемые. Типа «мне нравится звучание».

Ещё бы не нравилось. Любому, изготовившему усилитель своими руками, нравится звучание своего дитя! Или «у меня фона нет». Есть фон в любом усилителе. Нужно конкретно измерить и сказать грамотно. Фон 50гц на уровне -58dB, Фон 100гц от выпрямителя на уровне -52dB . Максимальное напряжение на нагрузке 4 ом, при КНИ 10%, 5 вольт. По шкале спектроанализатора это, допустим -8dB. Следовательно динамический диапазон у вашего усилителя — (от -52dB отнимаем -8 dB получаем -44dB) -44dB. Маловато будет. Логически рассуждаем :- 100 гц это фон от двухполупериодного выпрямителя. Ставим либо дроссель с большей индуктивностью или электролитический конденсатор побольше после дросселя. И меряем опять. И получаем -80dB по 100гц. Но теперь 50гц торчит выше, чем 100гц и всё портит. Как бы ещё улучшить по 50 гц. (50гц это наводки от входной цепи и с накала ламп).

  Пробуем отбросить провода с входных гнёзд расположенных на задней стенке и подключится прямо к регулятору громкости. Ура !!! Фон уменьшился до -81dB. И так -80 отнимаем -8 = -72dB, уже очень хорошо. Но можно ещё покопаться и добиться -85 — 90dB. Ведь у нас усилитель всего двухкаскадный и этот порог динамического диапазона вполне достижим. Если в самом начале конструирования учесть все нюансы и сразу правильно расположить детали, правильно развести землю, экранировать или разнести подальше ТВЗ и ТС или применить ТОРы, (во всех импортных усилителях 25х-60х годов все трансформаторы экранированы крышками или колпаками). Можете спросить — зачем все эти «пляски с бубном» и зачем большой динамический диапазон?

Динамический диапазон отвечает за микродинамику, а большой динамический диапазон нужен, чтобы даже самые слабые звуки, от щёточек или от треугольника у ударника, не потерялись в фоне и шумах усилителя. И уж конечно усилитель с большим динамическим диапазоном отлично справится с воспроизведением звучания симфонического оркестра от пианиссимо до форте и фортиссимо. А если только рок слушать, где динамический диапазон 20-25 dB, то и делать ламповый усилитель не стоит.

Чтобы усилитель мог иметь большой динамический диапазон, он должен иметь не только низкий уровень фона, но и достаточную выходную мощность. Триодный усилитель можно слушать. Но на мощных лампах, что бы точно качал ватт 8 на канал. Иначе клиппирует. Запирается усилитель. Входит в ограничение. Не хватает мощности. Мал динамический диапазон. Для нормального прослушивания музыки, нужен усилитель с выходной мощностью не менее 8-12 ватт. Слушаем на 2-3-х ваттах. Но удары в барабан, литавры и пр. фортиссимо, усилитель должен отыгрывать без ограничений. Вот для этого и нужен запас по мощности. Поэтому когда пишут:-» какой хороший я сделал усилитель на лампе 2А3 с выходной мощностью 2 ватта, и как он замечательно играет». Смешно! Ничего он не отыграет, кроме пластинок 30-х годов на 78 оборотов «моно».

Повторю еще раз, учитесь измерять. Ни один завод не выпускал усилители без измерений и настройки по приборам, никогда не настраивал их на слух. Настроенный по приборам усилитель всегда будет звучать лучше сделанного на слух. Всегда! Делаем просто хорошо звучащий УНЧ. Если всё у нас получится, тогда второй сделаем уже приближённый к звучанию HI-END.

Примечание Евгения Бортника. Юрий Васильевич безусловно прав. Объективную оценку качества усилителя можно выполнить только с применением измерительных приборов. Более того, настройку уже работающего усилителя выполняют также по приборам, хотя правильно смонтированные из исправных деталей ламповые усилители сходу выдают звук, который многим представляется приемлемым безо всяких измерений. Поэтому большинству телезрителей измерения АЧХ или снижение искажений до минимального уровня не нужны. Если же чел. относит себя к касте "удифилов" и предпочитает настраивать усилитель на слух, то приборы не нужны вовсе. Это конечно же тупик, но люди живут и в тупиках и даже в подвалах, и это реальность. Есть же ещё более злые варианты человеческой тупости, например лечить инфекцию при помощи гипнозера. Поэтому самонадеянность конструктора-удифила можно рассматривать как довольно безобидную разновидность олигофрении. 

Применение измерительных приборов значительно облегчает запуск усилителя, уменьшает вероятность повреждения ламп, поражения током и больших аварий. Причём приборы могут быть простымии дешёвыми. Вовсе не обязательно раскидывать понты и заниматься рекламой господина Шмелёва. Для создания усилителя высокого класса вполне достаточно сциллографа и нескольких приспособлений. Повторю, обыкновенных дешёвых аналоговых приборов вполне достаточно. Вольтметр, миллиамперметр и китайский мультиметр. Очень неплохо иметь спектроанализатор. Это приборы, почти не требующие квалификации. А вот применение покупных компьютерных программ, высококачественных звуковых карт и изготовление шнурков, это работа требующая специфических знаний и умений, причём не маленьких. Дело в том, что в свободном обращении нет доступных бесплатных программных сред хорошего качества. Именно это является причиной малого распространения компьютерного измерительного комплекса, который рекламирует Игнатенко. Насколько мне известно со слов некоторых продвинутых в компьютере радиолюбителей, комплекс этот защищен таймером в интервале 15 секунд. Иными словами, программа автора Ш... является платной, причём довольно дорогой. Автор конечно же прав, защищая свою интеллектуальную собственность. Поэтому он и имеет тот результат, который имеет. А всем телезрителям, желающим измерять, могу рекомендовать применять обыкновенный старенький осциллограф. Этой теме, на на этом сайте посвящена отдельная статья, в которой и выражена моя принципиальная позиция по отношению к компьютерным программам, к их авторам и к компьютерным измерениям режимных характеристик ламповых усилителей.      Евгений Бортник

       Продолжение материалов из "Записной книжки" следует.

                     Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск