Ламповые усилители, это неплохо. Добавим здравого смысла, часть9

Оставлен Evgenij Bortnik Ср, 08/26/2015 - 08:57

Продолжение статьи по материалам электронной сети Интернет с размышлениями из "Записной книжки" Юрия Игнатенко и моими комментариями, поправками

Акустика

  Для ламповых усилителей не годятся трёхполосные колонки, с динамиками на резиновых подвесах. А вот акустика на бумажных широкополосных динамиках, без фильтров, звучит прекрасно. Особенно хорош для ламп щит, групповой излучатель. Не следует путать линейный массив (столбиком расположены динамики) и щит групповой излучатель (ГИ), это разная акустика. У линейного массива не будет низов. Кроме того, у линейного массива очень острая направленность. Площадь активная в щите из 12 динамиков 5ГДШ4-4 1350 см. кв. Поэтому он имеет чувствительность 99-101dB по сравнению с компрессионной трёхполоской 88-90dB. Чтобы получить силу звука как и в щите, к трёхполоске нужно подводить мощность не 2-5 ватт а 30-80 ватт. Трёхполоска обязательно будет звучать хуже с ламповым усилителем. Какая бы она крутая не была. Всё это из-за фильтров, которые крутят фазу сигнала и вносят искажения на границе деления. При переходе звука из одного динамика в другой — например при глиссандо на фортепиано снизу вверх. И из-за фазоинвертора, который гудит на одной ноте. Из-за трёх горбов на импедансе трёхполосной акустической системы. Для подтверждения сказанного лучше послушать и сравнить акустику разных типов практически. Щит ГИ единственное оформление динамика, где акустика воспроизводит частоты ниже резонансной частоты одного динамика, с малым спадом давления. Во всех остальных оформлениях резонансная частота динамика повышается и ниже резонансной частоты идёт резкий спад КПД по давлению. Групповой излучатель из 5ГДШ4-4 ещё ни одна акустика не поборола. Вся акустика просто отстой по сравнению с групповым излучателем из 24 динамиков 5ГДШ4-4. Такой групповой излучатель имеет чувствительность 104dB и нижнюю частоту 28гц по уровню -1,5dB. Есть такой НЧ динамик в мире? Мне такой динамик не известен. 5ГДШ4-4 имеет массу подвижки 2,4 грамма, с катушкой малой индуктивности. Ни один большой динамик НЧ на резине не отыграет бас так быстро, глубоко и правильно, как групповой излучатель на 5ГДШ4-4. Изменение АЧХ на низах существенно зависит от количества динамиков в массиве. Для построения ГИ вполне пригодны простенькие динамики 2ГД-3, “шлак”, как выразился оппонент из Воронежа.

На графике видно как всё громче звучат частоты НЧ при увеличении количества динамиков. Вверх поднимается ветвь спада НЧ. За счёт увеличения отдачи на НЧ одновременно сдвигается вниз показатель минимально воспроизводимых частот. Для каждой акустики оговаривается диапазон воспроизводимых частот. Например 40Гц - 20кГц на уровне -3 dB. То есть чертят линию ниже уровня отдачи акустики на 1кГц. И смотрят какая полоса у акустики. По двум точкам пересечения, на этом уровне с линией АЧХ слева и справа. Опускаем вертикальные линии вниз и видим как сдвигается вниз АЧХ от увеличения количества динамиков в щите.

  Примечание. Построение ГИ отличный приём улучшения акустики, однако он годится, если возможно обеспечить акустике приемлемо хороший дизайн - конфету. В противном случае говно остается говном, и в нормальную квартиру это говно тащить не следует. Кроме того, ровные динамики, с более-менее одинаковыми характеристиками приходится отбирать из груды "шлака". А это работа трудоёмкая, да и первоначальную груду "шлака" собрать довольно трудно и порой дорого. Еще одной проблемой построения ГИ является стабильность полученных параметров. Для старинных динамиков может оказаться существенной проблема качества изготовления подвесов, высыхание клея и т.д. и т.п.                      Евгений Бортник

 На картинках приведены результаты реальных сравнительных измерений отдачи одного динамика и щита. Последний вариант получен путём поочередного подключения одного динамика и подключения 12 динамиков к измерительному усилителю. Ручка регулятора громкости в одном положении, а на выходе усилителя 3  вольта. Можете судить о чувствительности или отдаче 12 динамиков и одного динамика. Измерительный микрофон установлен на расстоянии 3 метра от щита, то есть на таком удалении как слушают музыку. Отдача щита ГИ с группой динамиков всегда выше, при неизменной подведённой мощности, по сравнению с одним динамиком, за счёт большой излучающей поверхности и фокусировки  энергии в точку прослушивания

Вот АЧХ ГИ из 12 динамиков

…и из 16 динамиков

   Акустика должна быть сбалансирована по звучанию. Допустим есть акустика 40Гц-15кГц. Проверяется так — нужно 40х15000 = 600000. Если результат попадает в диапазон 550 000 - 650 000, то акустика сбалансирована. Щит с 9 - 12 динамиками сбалансирован, а тем у кого 18 и более динамиков может потребоваться дополнительная пищалка. Её можно подключить через конденсатор 1 мкФ, так же последовательно пищалке можно поставить подстроечный резистор 12-24 Ом и им регулировать отдачу на ВЧ. Корзины динамиков в щите желательно задемпфировать (автомобильной антишумкой).

Это подтверждается на практике. Попробуйте щёлкнуть шелабаном по корзине и послушайте как звенит. Затем обклейте корзину и магнитную систему и щёлкните, будет тишина. Ниже показаны картинки примера изготовления щитов.

Провода на акустику. Не нужно покупать дорогие импортные акустические провода из бескислородной меди, так как все медные провода в СССР с 50-х годов выпускались только из бескислородной меди. Такой, технология выплавки меди, стала в конце 50-х годов. Достаточно обычного многожильного провода сечением не менее 1,5 мм квадратных. Так-как в этих проводах приличный ток (при 30 Вт и 4 Ом нагрузки — ток примерно 3 ампера). Провода из алюминия, покрытого медью хитрым способом, это очень плохое решение. Оно выгодно только коммерсантам, для продажи этого "усовершествованного" провода манагеры придумают кучу словестной шелухи. Однако алюминиевые провода для акустики не годятся. Элементарно просто понять, что удельное сопротивление алюминия в пять раз выше меди. Следовательно в потери уйдет в пять раз больше мощности.

Межблочный кабель.  Забудьте всё, что вы когда либо читали на сайтах HI-END. Нет приоритетного направления для проводов на Мекку, нет национальной разницы в кабелях. Для импортных кабелей желательно контролировать качество пайки и качество проводников. Проблемы начинаются если есть несогласованность выхода источника и входа УНЧ, отсюда и появляются пляски с межблочниками. Возможно, что изготовители специально не делают низкоомный согласованный выход, чтобы не прихлопнуть бизнес с межблочниками. Межблочный кабель легко сделать себе самому. Купив разъемы тюльпан и найдя совдеп-экранированный провод со сплошным, плетёным экраном без просветов. Можно взять старый кабель совдеп-телевизионный РК-1 выпуска 60-70х годов. Там экран сплошной. Акуратно снимают наружную изоляцию, а затем плетёный экран (он снимается как чулок). Берут два провода длиной 1 метр и вставляют их вовнутрь экрана. Следует помнить, чем толще изоляция на этих проводах, тем меньше будет собственная ёмкость изготовленного кабеля. Однако творить кабель надо без фанатизма, не следует применять слишком толстую изоляцию. После этого экран растягивают в разные стороны и он плотно обожмёт вставленные провода. Излишки экрана обрезают. Сверху кабеля одевают подходящую изоляционную трубку, например хлорвиниловый кембрик, термоусадку, силиконовую трубку. Далее можно приступать к распайке. Один провод делают сигнальным, а второй провод для сигнала отводят на массу. Экранную оплётку припаивают к массе только с одной стороны. Второй конец экранной оплётки не припаивают никуда. Штеккера ставят такие, какие удобны. Получится самодельный межблочный кабель с параметрами импортного кабеля за 400-1000$ из аудиомагазина.

  Вопрос. Как влияет собственная ёмкость межблочного кабеля на высокие частоты?

 Ответ. У любого кабеля есть погонная ёмкость. Но она крайне мала. Менее 50пФ на 50 см расстояния в межблочнике, что не может отрицательно повлиять на звуковых частотах. Входное сопротивление УНЧ 50 кОм выходное сопротивление, правильно сконструированного КОРРЕКТОРА или ЦАПА, или КОМПА 300-1000 Ом. На онлайн калькуляторе посчитайте частоту среза. Лишь на мегагерцах это влияние может быть заметно.

Весьма существенный раздел. ОТК

 Обязательно проверьте все подобранные комплектующие на исправность. Электролитические конденсаторы следует подвергнуть тренировке (форматировать). Межкаскадные конденсаторы надо проверить на утечку. Не забудьте смазать регулятор громкости.Для двухтактного усилителя желательно подобрать выходные лампы в пары по току катода. Делается это так. На собранный усилитель подключают измерительный прибор, миллиамперметр. Включают и прогревают усилитель, а затем вставляют выходные лампы поочерёдно вместо одной выходной лампы. Разброс в одной и той же панельке бывает от 27мА до 75 мА. Токи подписывают на наклейки, например на цоколь. Затем подбирают пары по написанным токам. Лампы на усилителе с фиксированным смещением подбирают, не трогая регулятор смещения. Все измерения проводят при единой установке смещения.

Продолжение следует

      Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск