6с19п - в двухтактном УМЗЧ, параллельное включение

Оставлен Evgenij Bortnik Втр, 08/18/2015 - 19:17
Аватар пользователя Evgenij Bortnik

Пальчиковый триод 6С19П в стародавние времена был предназначен для применения в источниках питания. Характеристики этой лампы позволяют использовать сравнительно невысокие андоные напряжения. Однако лампа обладает существенным недостатком, может уходить в саморазогрев при неправильном выборе средств термостабилизации в рабочей точке. Внешний вид, перфокарта для подбора параметров и схема подключения показаны на картинке. Панельки лучше применять керамические, например ПЛК-9, поскольку накальный ток около 1,3 ампера и лампа сильно нагревается.

В ходе изложения обязан сказать, что традиционный, укоренившийся в сознании людей, подход к изложению статьи от наименования и выбора ламп - не разумный и неправильный. Неразумно начинать выбор автомобиля с мотора и колёс, поскольку вначале оценивают назначение, стоимость, эстетику, функционал и другие характеристики. Здравый смысл говорит о том, что важнейшим узлом лампового усилителя является выходной трансформатор. От его качества зависит качество всего усилителя. Стоимость выходного трансформатора может составлять 80% и более от стоимости всего проекта. Именно от выбора трансформатора, его изготовления или покупки зависит всё, в том числе выбор соответствующего типа ламп. Мое изложение материала в традиционном порядке имеет другую цель. Простейшим способом борьбы с повреждением ламп считают применение автоматического смещения. При этом несколько снижают энергоэффективность усилителя, выделяя дополнительную мощность в катодных резисторах. Следует заметить, что особенной жертвой это считать не разумно, поскольку сами лампы потребляют сравнительно большие мощности на разогрев катодов. Подсчитывать копейки сдачи при покупке Лексуса смысла мало. Позаботится о безопасности стоит обязательно. А для отвода из подвала лампового усилителя избыточного тепла можно установить пару малошумных вентиляторов. В наиболее продвинутых версиях схемотехники некотрые авторы предлагают толковые решения для термостабилизации, вплоть до адаптивного смещения или применения следящих обратных связей. Но такие меры усложняют схему усилителя и требуют повышенной квалификации от исполнителя. Поэтому на начальных этапах построения триодных усилителей никаких ухищрений, кроме катодных ОС применять не следует.

Поскольку мощность рассеивания у анодов лампочек 6С19П не велика, можно попытаться построить усилитель с простенькими стандартными трансформаторами. Традиционно рекомендую применять в двухтактных схемах стержневые трансформаторы. Вполне нормально подходят мелкие силовые трансформаторы, от транзисторной техники, от малогабаритных полупроводниковых телевизоров переходных поколений. Некоторым телезрителям известен секрет успешного использования силовых трансформаторов от Веги. Общая обратная связь в схемах предусмотрена как средство коррекции частотной характеристики при использовании типовых промышленных трансформаторов невысокого качества. Однако при настройке с глубиной ООС нужно быть достаточно корректным, лучше контролировать характеристики по приборам. Если претензий к диапазону частот нет, то общая ООС вовсе избыточна. Во всех схемах с триодами можно без опасений её удалить. Если желание получить звук получше присутствует, то обратная связь всё же сгодится. Не лишней будет рекомендация сделать её частотно-зависимой. При конструировании усилителя на триодах не следует использовать скелет схемы Вильямсона и фазоинвертор с разделённой нагрузкой, ввиду его плохой отдачи. Лучше применить впереди балансный каскад, дифференциальный усилитель или каскад с динамической нагрузкой. Нагружать триодный двухтакт можно как одиночным трансформатором, так и согласованной дифференциальной парой. 

При дифференциальном выходе можно применять в двухтактных схемах как стержневые так и броневые трансфоматоры, но только в том случае, если в них есть раздельные первичные обмотки 127/220 вольт. Нужно заметить, что обмотки броневых трансформаторов довольно кривые, в силу особенностей намотки половинок первичной обмотки, одной поверх другой. Эта кривизна имеет преимуществено реактивный характер. Резистивное сопротивление трансформатороной обмотки мало участвует в эквивалентном сопротивлении анодной цепи. В первом приближении эту кривизну по переменному току удается выправить при настройке. В классической компоновке триодного выхода с единственным согласующим трансформатором применяют только стежневые трансформаторы, причём низкоомные. Это нужно для того, чтобы после сборки и испытания не плеваться на качество звука.

Применение для согласования ламп с нагрузкой сдвоенных броневых трансформаторов на 127/220 вольт, даёт приемлемые результаты. Они нужны в схемах с дифференциальным включением выходных трансформаторов. Однако новичкам следует иметь ввиду, что простота построения дифференциальных схем имеет секрет. Дело в том, что возникает технологическое ограничение в применении этой схемотехники. После того, как человеку станет понятен принцип работы схемы и гениальная простота дифференциального включения, начнётся практика. А практика сразу покажет, что два совершенно одинаковых типовых трансформатора имеют абсолютно разные вольтамперные и вебер-амперные характеристики. Поэтому реализация сбалансированных дифференциальных схем практически возможна только если у вас в запаснике есть несколько десятков одинаковых трансфоматоров. Опыт показал, что из этой сотни трансформаторов можно отобрать лишь десяток пар одинаковых (по ВАХ) железяк. Вот их и можно применить для качественного ламповика. Причина этого проста. Трансформатор - нелинейная штуковина. И никакие умения самородков-изготовителей здесь не пройдут. Для построения дифференциальных схем УМЗЧ принципиально непригодны самодельные моточные устройства, поскольку рукопашное изготовление даёт больший разброс нежели любая технологическая линия. Это очень простой пример, когда даже самые золотые руки аудиофила, пусть даже умельца - бесполезны. Их лучше засунуть в собственнные карманы или другое подходящее место и успокоить задетое самолюбие левши.

Ниже показаны примеры схем в которых можно получить неплохие результаты, причём использование одиночных триодов не способно обеспечить достаточную мощность, если говорить хотя бы о некоторой универсальности изобретаемого усилителя. Триоды 6С19П не дорогие и их пока болтается в продаже довольно много. Поэтому есть смысл по прибору выбирать симметричные экземпляры и применять праллельное включение. Динамический какад на триодах развивает достаточно мощный выходной сигнал, чтобы обеспечить раскачку туповатого выходного каскада, как показано на схеме ниже. Выход при этом класический с комбинированным смещением. Ватт 10 из такой схемы получить можно, но только при тщательной настройке по приборам.

Итак, для выбора идентичных трансформаторов нужен большой запас на складе. Это резко сужает возможность построения отличного ламповика повышенной мощности большинством самодельщиков. Для основной массы самодельщиков этот путь закрыт. Им остаются только простенькие схемы и куча субъективных суждений о качестве лампового звука. Однако дифференциальные схемы для включения триодов малоэффективны, поэтому здесь не показаны. А вот с тетродами и пентодами в таком включении можно получить превосходные результаты. Пример схемы со сдвоенными лампами по выходу показан на рисунке ниже. Фазоинвертор здесь проще и совершенно симметричный, но довольно нагруженный, на триоде 6Н6П. Однако качество его работы во многом зависит от симметрии половинок лампы. Избавьтесь от иллюзии, что двойные триоды симметричны. Практика измерения показала, что разница в половинках огромна. Нормальное состояние иметь разброс половинок по токам и крутизне до 40-80%. Из полусотни лампочек в одной коробке удаётся выловить с десяток симметричных экземпляров, которые сразу отмечаешь красным маркером. Остальные - в народ. Они вполне пригодны и работать будут. Однако при одинаковом нагружении вылазят на совершенно разные характеристики и несут с собой разный хвост гармоник, поэтому точная настройка становится просто бессмысленной.

К слову сказать, среди аудиофилов встречаются разные люди, как по уровню квалификации, так и по уровню культуры. Большинство "слухачей" безграмотны и не умеют пользоваться приборами. Если они не проявляют воинственности, то можно считать их безобидными знахарями. Такая же пропорция наблюдается в отношении самонадеянности. Применение типовых транформаторов это большинство просто отрицает, ибо они "не звучат". Причиной тому служит отрицательный опыт большинства в их применении. А те из них, кто не имеет опыта, - прислушивается к мнению самых авторитетных. Здесь уже в ход идёт разный набор аргументов. Например, испорченное восприятие, извращенный вкус и глухие старческие уши, а также и маркетинговые интересы, которые поднимают уровень ценника различного хлама, рукопашного происхождения. Верхом самонадеянности выглядит ситуация, когда горе-специалист втыкает разные экзепляры ламп и пытается услышать различие, которое затем выдаёт за результатособо качественной настройки по слуху. Для меня это выглядит, как индикатор тупости и наглости клиента.

В качестве согласующего выходного узла в ламповом усилителе я предпочитаю использовать пару трансформаторов в дифференциальном включении. Менее предпочтительно применение самодельных выходых трансов традиционной конструкции. Ещё менее предпочтительно использование буржуйских трасформаторов типа Mammont. Ничего особенно в них нет, а ценник здоровенный. А поскольку "цивилизованное" англоязычное зарубежье традиционно враждебно к России, я с удовольствием и в полном объёме, готов в любой момент своей жизни, полностью отплатить взаимностью. И даже лишнего готов прибавить от себя. Обыватели как правило здесь не причём, а вот королям и олигархам следует "отсыпать" на усиленное питание, с опережением и до упора. Категорически против поддержки рублём любого бизнеса вражеского  происхождения.

Юрий Игнатенко совершенно прав, когда говорит, что в отсутствие квалификации самодельщиков и умения измерять другие средства оценки лампового звука вполне годятся. Это касается случаев, когда "цикание" принимают за качество звука. И слушают они действительно не приборами, а ушами. Понятия визуальные - "прозрачность" и вкусовые - "сочность" заменяют для простаков конкретные значения коэффициента интермодуляционных искажений. От оценки количественной многие "специалисты" уходят к оценке экспертной, т.е. субъективной. А это обыкновенная самозащита самолюбия личности. Это не плохо и не хорошо, это обыкновенный факт.

Весьма выразительно пример независимой экспертизы на слух показан в материалах сети интернет от Юрия Васильевича Игнатенко. Для меня вовсе не удивительно, что такая экспертиза неоднократно продемонстрировала абсолютную беспомощность знатоков "качества звука", при оценке верности воспроизведения "в тёмную". Это конкретный пример, для конкретного оборудования, а также способ диагностики здравомыслия при оценке радиокомпонентов, кабелей и прочего барахла. Аналогичные эксперименты в моём исполнении также подтвердили не просто отсутствие чуйки на точное воспроизведение звука, у 100% знакомых "аудиофилов", а их слепую ангажированность. Кроме того, почти у всех есть фрагменты испорченного слуха и искаженного восприятия. Поэтому и собственному слуху я не доверяю, только приборы и только количественные результаты измерений. Элементарно расширенный спектр ВЧ гармоник, обыкновенный мусор нередко воспринимается человеком как звонкость. А включение обратной связи - как потерю прозрачности.

Триоды 6С19П по внешнему виду ничего особенного собой не представляют. Запас есть. Здесь их можно купить только подобранными парами. И ламповый усилитель на пальчиковых лампочках 6С19П здесь купить можно, но только в сдвоенном варианте, и по цене от 35К и выше. Для этого достаточно связаться со мной по почте, обговорить цену изделия и условия поставки, самовывоз возможен. После этого желающему следует позвонить по указанному на сайте телефону для обсуждения деталей, а уж затем выполнить предоплату 20% от договорной суммы на мой счёт в сбербанке. Получив перевод я отправляю оповещение и в течение двух недель сам перезвоню с подтверждением надлежащей упаковки изделя и готовности к отправке, а на почту направлю фотографии именно этого агрегата, в открытом и упакованном виде. Для отгрузки покупатель обязан перевести оставшуюся сумму, после получения которой я выполняю отгрузку и отправляю на майл копию квитанции. Если обстоятельства покупателя в указанном промежутке времени изменились, то от покупки можно отказаться. Перечисленный задаток не возвращается. Гарантия на усилитель 12 месяцев с момента поставки. На стекло в условиях почтовой пересылки и перевозки транспортной компанией гарантия не распространяется. Искренние всем пожелания доброго здоровья и успехов.

          Евгений Бортник, август 2017, Россия, Красноярск

Тэги: