6п18п в двухтактном включении ЛУМЗЧ

Оставлен Evgenij Bortnik Втр, 08/18/2015 - 19:19
Аватар пользователя Evgenij Bortnik

Внешний вид выходного пентода 6П18П, схема его подключения и пластиковые панельки для печатного монтажа показаны на рисунке. Это обыкновенные пальчиковые лампы. Внешнее сходство ламп 6П18П, 6П14П, 6П15П, 6П43П почти идеальное, а цоколёвка совпадает. Но это разные лампы. Заменить 6П18П можно на 6П43П, и наоборот. А вот на 6П15П её менять нельзя. У ламп 6П14П и 6П15П более высоковольтная конструкция и меньше ток. Поэтому схемы усилителей под эти лампы существенно отличаются. Нет никакой разницы в упаковке ламп, при соблюдении надлежащих условий хранения в сухом отапливаемом помещении, практически в течение 50 лет. Конечно же рабочие параметры ламп несколько ухудшаются со временем. Чудес здесь ожидать не стоит. Но надёжность сохранения вакуума довольно хорошая. Есть тенденция завышения ценников при продаже ламп с индексами ЕВ и прочими. Приборные измерения показали, что это не имеет под собой оснований. Поскольку использование ламп предполагается одинаковое - для звука, то разницы в буковках нет. Чрезмерное разнообразие цен обусловлено только бесстыдным маркетингом. Параметры ламп с разными буковками в индексах, могут несколько отличаться, но в целом режимные параметры большинства исправных ламп укладываются в даташиты. Поэтому не вижу смысла платить в 5-10 раз дороже за буковки на стекле. Главное - тестирование реальных режимных параметров на измерительном приборе, элементарная проверка исправности и выбор симметричных экземпляров. Есть смысл внимательно изучить внутреннюю конструкцию лампы. Не следует ставить в пары, симметричные по режиму, лампы разной конструкции. В динамике результат может оказаться отрицательным.

Ниже рассмотрен простенький пример схемы на низковольтных пентодах. Ничего особенного в нём нету. Может оказаться недостаточной чувствительность. Поэтому на входе придется поставить еще один пальчиковый сдвоенный триод. Проще всего применить 6Н2Н, лучшего придумать трудно. Двойной триод 6н3п можно заменить на 6Н23П при переходе на стандартную цоколёвку. Особой необходимости в применении лампы 6Н23П здесь нет. По справочнику 6Н23П обозначена как универсальный триод. Дешевле и не менее качественно для звука применить лампу 6Н1П, пересчитав её режимы. Запаса мощности в 6Н1П довольно много и она успешно справится с раскачкой выходного пентода. 

В самом начале изложения обязан сказать, что традиционный, укоренившийся в сознании людей, подход к изложению статьи от наименования и выбора ламп - не разумный и неправильный. Неразумно начинать выбор автомобиля с мотора и колёс, поскольку вначале оценивают назначение, стоимость, эстетику, функционал и другие характеристики. Здравый смысл говорит о том, что важнейшим узлом лампового усилителя является выходной трансформатор. От его качества зависит качество всего усилителя. Стоимость выходного трансформатора может составлять 80% и более от стоимости всего проекта. Именно от выбора трансформатора, его изготовления или покупки зависит всё, в том числе выбор соответствующего типа ламп. Мое изложение материала в традиционном порядке имеет другую цель. Выходной трансформатор здесь можно применить простенький, маломощный, стержневого типа. Годится обыкновенный силовик от транзисторной техники. Следует последить за ограничением тока выходных ламп. Поэтому желательно автосмещение процентов на 60%. С анодным напряжением возможно вести себя вольнее, чем с анодным током. Возможно его некоторое повышение. Энтузиастам экстремальных режимов можно рекомендовать принудительный обдув баллонов, однако скорость разрушения ламп при перегрузке будет выше интенсивности отвода тепла при охлажении, поэтому применение компьютерных вентиляторов особого эффекта не приносит. Процентов на 10 можно повысить нагрузку, но не более.

Результирующий успех конструирования определяется именно выходными трансформаторами, а вовсе не лампочками. В отсутствие ультралинейных отводов в обмотках трансформаторов приходится применять триодное или пентодное включение для выходных ламп. Частотную характеристику лампового усилителя можно существенно улучшить просадив усиление применением местных и общей обратных связей. Дополнительный каскад предварительного усиления позволяет в некоторой степени исправить недостаток усиления сигнала. Вопрос о мере ослабления сигнала и нужном количестве усилительных каскадов следует обсуждать особо. Не следует увлекаться никакими тотальными средствами, например повышением глубины ООС. Дополнительно еще раз скажу о необходимости ограничения тока анодов. Предохранитель в анодные цепи выходных ламп 6П18П следует установить непременно, для снижения опасности выгорания выходного каскада в режимах больших токовых нагрузок. Именно режим нагрузки в совокупности с колебаниями напряжения сети и правильностью настройки усилителя определяет меру безопасности эксплуатации лампового УМЗЧ и такими лампами как 6П18П или 6П43П. Настройку сеточного смещения нужно выполнять обязательно при хорошо прогретом выходном каскаде. Надо помнить, что колебания сети до 40 вольт (200-240) вполне могут фатально сказаться на изменении устойчивости.

В приведённых здесь схемах показано применение обыкновенного симметричного выходного трансформатора. Именно симметрия, наряду с небольшим рассеянием определяет качество согласования режима ламп с нагрузкой. Но это обыкновенные трансформаторы, с которыми очень просто работать. А результирующее качество звука такого усилителя бывает не сложно прогнозировать уже по виду железа, при применении в ламповой схеме общепромышленных трансформаторов. Конечно же специальные трансформаторы, намотанные под звук, обеспечат лучшее качество. Но цена их в сотни раз выше, именно по причине специальности. Для понимания проблемы достижения цели меньшими затратами нужно иметь знание, какие параметры трансформатора следует контролировать при его отборе для звука. И этого знания бывает достаточно для достижения приемлемого качества. Но нужен запас трансформаторов, из которых можно выбрать наиболее пристойные экземпляры. Значительно проще достичь цели повышения качества звука при использовании более совершенных схем согласования нагрузки. 

В качестве согласующего выходного узла в ламповом усилителе я предпочитаю использовать пару трансформаторов в дифференциальном включении. Менее предпочтительно для меня применение самодельных выходых трансов традиционной конструкции. Ещё менее предпочтительно использование буржуйских трасформаторов типа Mammont. Ничего особенно в них нет, а ценник здоровенный. А поскольку "цивилизованное" англоязычное зарубежье традиционно враждебно к России, я с удовольствием и в полном объёме, готов в любой момент своей жизни, полностью отплатить взаимностью. И даже лишнего готов прибавить от себя. Иноязычные обыватели, как правило здесь не причём, а вот королям и олигархам следует "отсыпать" на усиленное питание, с опережением и до упора. Категорически против поддержки рублём любого бизнеса вражеского  происхождения.

При наличии тяги к определённым типам маломощных ламп можно пойти по пути их параллельного включения. Это реальный способ повышения мощности усилителя. Безусловно это довольно затратный путь. Поскольку значительно увеличивается количество компонентов. На надёжности конструкции это практически не сказывается при использовании исправных деталей. Но надо помнить, что параллельное включение ламп требует выравнивания их характеристик. Без подбора впараллель лампы включать не следует. Может получиться ситуация как в басне про лебедя, рака и щуку. Т.е. значительного увеличения мощности достичь не удастся, а уровень искажений при повышении громкости окажется неприемлемым даже для очень пьяного клиента. Собственно поэтому повышение мощности параллельным соединением выходных усилительных элементов и может становиться довольно дорогой затеей. Набрать большую кучу электронных ламп с одинаковыми характеристиками совсем не просто. Другим способом увеличения мощности лампового усилителя является переход на следующий габарит выходных ламп. И блок питания при этом должен стать непременно тяжелее. Но нередко оказывается, что лампы большего габарита нуждаются в более высоких напряжениях питания. Поэтому прежние выходные трансформаторы не подойдут вовсе или будут менее предпочтительны по режиму. Вот в этом случае и приходится ставить несколько однотипных ламп впараллель. 

Ниже показана схема с параллельным включением ламп по 4 штуки. Почему так сделано? А потому, что трансформаторы довольно мощные. Использовать для 10 ваттного усилителя согласуюший узел мощностью 120 ватт это, как минимум, легкомыслие. Бывают в сети такие картинки, кузов от автомобиля Ока расположен высоко на раме, под которой установлены колёса от К700. И чего в этом хорошего? От выходного трансформатора в звуке совершенно безболезненно можно отбирать 25-30% мощности при отличном качестве. Следовательно 40 Ватт номинальной мощности усилителя вполне нормально для усилителя с согласующим узлом на паре трансформаторов по 60 Ватт. Нужно лишь обеспечить идеальную симметрию плеч выходного согласующего трансформатора и малое поле рассеяния. 

Применение простеньких трансформаторов позволяет быстрее получить желаемый результат в ламповом усилителестроении. Однако следует помнить, что качественные секционированные моточные узлы сходу обеспечивают ламповый звук получше. Но всё это очень субъективно и сравнимо с известным афоризмом про танцора, которому постоянно что-то мешает. Среди подобных рассуждений в литературе к сожалению больше эмоций, коньюнктуры и предубеждений, нежели здравого смысла. Гораздо полезнее поглядеть реальную картину по приборам, нежели пускать слюни после рукопашных поисков с оценкой результата на слух. Еще более глупо выглядят измышления про вред от применения в ламповой технике конструкций из фольгированного стеклотекстолита. Количественных значений ёмкостей утечки никто не приводит, а ругательства порой произносят как заклинания. Буду повторять везде и всегда: Применение комбинированного монтажа с текстолитовыми платами для ламповых усилителей очень выгодно, удобно и обеспечивает надлежащее качество. Это единственный грамотный путь построения ламповых усилителей. В самом простом случае самодельщикам приходится применять навесной монтаж. Мотив здесь очевидный. Ответьте себе на вопрос. А что ещё может предложить умелец, который стемится к дешевизне и скорому результату? Ответ элементарный - навесной монтаж. Дёшево и сердито. Но при этом можно выпрямить все проводочки, протереть все блестящие конденсаторы и собрать в жгуты безобразно разбросанные сопли проводов. Вот так и создаются мифы об эталоном качестве сборки. А на cамом деле никакого чуда в навесном монтаже нет, поскольку у малобюджетника просто нету другого средства достижения цели. Дело в том, что в любой конструкции внутри корпуса должен быть порядок и удобство доступа к узлам настройки и контроля. Поэтому все слаботочные провода нужно собирать в жгуты, а крупные детали распологать удобно. Тоже самое касается удобства размещения резисторов с большим нагревом. Но иногда предприимчивые болтуны выдают рукопашный монтаж за за эталон, а особенности окраски звука оправдывают "творческим беспорядком" из проводников и резисторов.

На самом деле навесной монтаж это плохо. А все слова в его обоснование, это доказывание собственной крутизны и большого ценника. Возможно это надувание щёк для самоутешения и утоление жажды самолюбия. Ну ничего хорошего в навесном монтаже нету, а только простота и безвыходность. С известной долей иронии, только соображения о кошерности навесного монтажа здесь можно принимать во внимание. Эффективного результата на практике достигают грамотным проектированием печатной платы, с учетом допустимых электрических и механических напряжений, тепловых нагрузок и электромагнитных полей.

Уважаемые телезрители. Пожалуйста намотайте мой опыт на ус, в нём нету никаких понтов, а только банальная арифметика. 

Пентоды 6П18П по внешнему виду симпатичные, как и все пальчиковые лампы они выглядят аккуратнее октальных. Но ничего особенного собой не представляют. Все миниатюрные лампы, конечно же не такие брутальные как 6П3С или 6П7С. Все Лампы пальчиковой серии - это нормальные выходные пентоды, практически не отличимые по виду от 6П14П. По внешности пальчиковые выходные лампы очень похожи между собой. Например 6П18П похожи на буржуйский пентод EL84. А вот цена на отечественное стекло и совдеповский вакуум может быть на порядок меньше. Запасы у меня есть. Здесь пальчиковые лампы можно купить только подобранными парами. И ламповый усилитель на лампочках 6П18П-6П14П здесь купить можно, по цене от 35К и выше. Для этого достаточно связаться со мной по телефону, а затем по почте, обговорить цену изделия и условия поставки, самовывоз возможен. После этого желающему отношений следует зачислить на счёт телефона 1% от суммы сделки. Предоплату 20-99% от договорной суммы на мой счёт в сбербанке выполняют после достижения договорённости. Получив перевод на телефон я смогу при необходимости связаться с покупатетем оперативно. Затем в договорные сроки (до двух недель) я сам звоню с подтверждением надлежащей упаковки изделя и готовности к отправке. А на почту направляю фотографии именно этого агрегата, в открытом и упакованном виде. До отгрузки покупатель в любом случае обязан перевести оставшуюся сумму, после получения которой я выполняю отгрузку и отправляю на майл копию квитанции. Если обстоятельства покупателя в указанном промежутке времени изменились, то от покупки можно отказаться. Перечисленный задаток не возвращается. Гарантия на железки 12 месяцев с момента поставки. На стекло в условиях почтовой пересылки и перевозки транспортной компанией гарантия не распространяется. Искренние всем пожелания доброго здоровья и успехов.

                   Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск

Тэги: 

4 комментария

by xtrason on Ср, 05/23/2018 - 14:17
Здравствуйте, Евгений! Имею самолично собранный и отлаженный усь на 6П43П по "Комаровской" схеме. В драйвере - 6Н23П - он же ФИ, в преде - 6Ф1П. Слабый сигнал с вертушки "Ария-102" усиливает неплохо. Вначале он был собран на печатных платах (оба канала стерео-усилителя), но пёр сильный фон. Было решено переделать на навесной монтаж. Переделал один канал - фон в нем пропал, т.е., почти пропал (на расстоянии 10-15 см от акустики еле слышно). А Вы говорите, что навесной монтаж - это не есть гуд! Конечно, вполне возможны мои "косяки" с разводкой печатки и все же... Имеется еще один вопрос по данным схемам. В моем усилителе применены трансформаторы ТН46. Я считаю их избыточными для данной схемы, т.к. их мощность позволяет снять с них гораздо больше выходной Р! Можно ли применить параллельное включение двух 6П43П в плечо для имеющихся у меня трансформаторов и какие изменения в схеме нужно для этого сделать? Акустика 6-8 Ом, 88 дБ.

by Evgenij Bortnik on Ср, 05/30/2018 - 18:21
Можно попробовать

by xtrason on Чт, 05/24/2018 - 16:02
Здравствуйте, Евгений! Имею самолично собранный РР на 6П43П, вернее на буржуйских аналогах - EL86 по схеме Комарова. В преде и драйвере - 6Н23П. Стояли до этого EL81 на входах. Перелопатил весь Ваш сайт, прочитал все от корки до корки. Вопрос про навесной монтаж остается открытым. Сначала этот усь был собран на печатных платах (оба канала), но напрягал фон 50 Гц довольно ощутимый, переделал один канал навесным монтажом и, ву-а-ля, фон в этом канале пропал. Я не исключаю, конечно, того момента, что платы развел не верно или земельку не туда засандалил и все же, факт-налицо! Правда при настройке пользовался только мультиметром и осциллографом, но по крайней мере ощутимо слышымого фона не стало. Почерпнул много полезной информации из Ваших материалов, скачал "Шмелева", теперь буду им пользоваться. Одно огорчает: колоночки у меня дубоватые - 88 дБ всего чутье и на 8 Ом, зато аж целых 150 Вт, правда в пике. Реально, думаю ватт 70-75.

by Evgenij Bortnik on Ср, 05/30/2018 - 18:15
Сколько людей, столько и мнений. Попробуйте космическую технику сделать навесным монтажом, может и случится чудо. А там всё значительно суровее. Какой уж тут фон. Просто руки удалось вымыть вовремя.