ГМ-70 в ламповом двухтакте

Оставлен Evgenij Bortnik Чт, 11/16/2017 - 16:02
Аватар пользователя Evgenij Bortnik

Ходят среди любителей звука байки про высокое качество звука, обеспечиваемое триодами ГМ-70. Но это довольно трудно подтвердить и столь же трудно опровергнуть на практике, поскольку лампы эти здоровенные. А следовательно для практической реализации проекта усилителя на таких поросятах требуются большие ресурсы, денег и времени. Пример картинки из общего сетевого доступа показан ниже. Трудно понять размеры ламп не имея сравнения. Но размеры эти не маленькие, немного поменьше буханки хлеба. Наверное толщиной с багет зарубежной выдумки.

И бороться с такими колбасками совсем не просто. Характерно, что на второй картинке для каждого двухтактного моноблока предусмотрена специальная тумбочка. Это не просто тумбочка. Это блок питания, и сделан он основательно. Нормальный такой ламповый усилитель может весить килограммов 70, каждый. А это не детские массогабариты и большое тепловыделение. Чертеж и характеристики показаны ниже.

Причём если вдруг результат собственного конструирования усилителя на таких лампах окажется неудовлетворительным, то кто же в этом публично признается?! Нет? Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь.

В лампах ГМ-70 есть достоинства и недостатки. Что к чему отнести также решайте самостоятельно. Катоды прямого накала. В анодах можно рассеять здоровенную мощность. Для уверенной раскачки выходного каскада нужен дополнительный ресурс в виде драйвера. Красивая получается картинка, но не простой получается путь. И тем не менее дорогу осилит идущий. Ниже показана схема, в которой можно поискать успеха. В схеме применен стандарный выходной каскад с дифференциальным включением здоровенных согласующих трансформаторов (по 150-200 Вт) и катодными обратными связями для линеаризации. Накальный фон переменного тока побеждён применением рукодельных накальных трансформаторов с идеальной симметрией. 

Дифференциального включения трансформаторов бояться не стоит. Все схемы довольно простые. Первичные обмотки должны быть расщеплёнными и их включают последовательно перекрёстно. А вторичные обмотки включают по принципу целесообразности, последовательно, параллельно или комбинируют. За счёт удвоения количества трансформаторов можно отыграть ампервитки и подпустить повышенное напряжение, если позволяют лампы. Но нужно иметь ввиду, что трансформаторы должны иметь высокую степень симметрии. На практике этого достигнуть трудно. Поэтому и не нашли широкого распространения схемы с дифференциальным включением выходников. Если понадобится введение общей обратной связи, то нужно добавить еще один каскад усиления, уменьшив коэфициент передачи. Вопрос введения общей ООС или её игнорирования каждый должен решить сам. Слишком много вранья и словоблудия в этой теме наворотили. 

 Рядом показана ещё Интернет-картинка усилителя, построенного на лампах ГМ-70 и сделанного весьма аккуратно. Изделие получилось довольно симпатичное, а автор его большой талант. Однако такая реализация для меня неприемлема. И вовсе не потому, что на заднем плане виднеется резиновая колба от клизмы. А уже только потому, что применено однотактное схемотехническое решение. Кстати колпаки использованы отменные. Да и остальная, использованная в усилителе фурнитура выглядит отлично. Но мопед есть мопед, пусть даже с мотором от Белаза. Да простят меня гуру. Аминь.

                 Евгений Бортник, Красноярск, Россия, ноябрь 2017